Реинкарнация покинутых
Выставочный проект-инсталляция Елизаветы Ермаковой
куратор Дмитрий Буткевич
ЦСИ Винзавод, подъезд н8
17.12.2024 — 24.01.2025
В деревне Бог живет не по углам,
как думают насмешники, а всюду.
Он освящает кровлю и посуду
и честно двери делит пополам.
В деревне он — в избытке. В чугуне
он варит по субботам чечевицу,
приплясывает сонно на огне,
подмигивает мне, как очевидцу.
И.Бродский
"Согласно «Бытию и времени» Хайдеггера, человек «бездомен» в этом мире, он «брошен» в него без всякого смысла и находит себя конечным, ничтожным и уязвимым. Отягощенный, потерянный, покинутый человек бежит в «повседневность». Совершая побег от собственного бытия, он хочет найти свой очаг.
Повседневность, в которую человек сбегает, так же осязаема. Она становится столь же конечна и уязвима, когда её покидает человек, и оживает, если он возвращается.
Безлюдный дом равен бездомному человеку. Так же, как и потерянный/покинутый предмет утвари или интерьера, он лишен всякого смысла, пока человек его не обнаружит.
В каждом предмете закупорена память, которая раскрывается лишь в соприкосновении с живым существом. В момент прикосновения можно представить, вообразить жизнь предмета до этой секунды. Каждая трещинка на деревянном стуле, каждый сантиметр облезлой штукатурки на стене, есть морщина и отпечаток пережитых событий. Подобно тому, как лицо человека несет эманацию души его, мы так же явственно видим историю предмета, глядя на него. И забирая этот объект с собой, открывая его память, каждый увидит и прочитает её по-своему, в силу своего жизненного опыта.
Очищая предмет от грязи, пыли, покрывая его новым слоем краски, мы наносим свой отпечаток, с одной стороны, даём ему новую жизнь, а с другой, накладываем еще один слой кожи на множество других таких слоев. Сродни некому слову, произнесенному бесчисленное множество раз, которое, по итогу, теряет свою первоначальную суть, становясь «голым» – простым набором звуков. В этом новом «бессмысленном» качестве и предстает предмет перед человеком как чистый лист, на котором можно изобразить что угодно, отличное от его первоначального назначения.
Ход работы над инсталляцией напрямую связан с поиском таких покинутых, брошенных кусков человеческого уюта, и с попытками угадать и рассказать их историю, объединив куски в единое полотно, иллюстрирующее собой тот самый потерянный очаг.
Понимание, что именно эту вещь надо одушевить, приходит интуитивно и не имеет под собой никакого логического начала, только эстетическое. Единственная закономерность в поиске заключается в выборе мест, где могут находится предметы.
Главным местом «раскопок», отправной точкой, является город Рыбинск (Ярославская область), а именно – старая заброшенная телефонная станция. Это место – дворец забытых душ и застывших воспоминаний/звуков/разговоров, наполненный предметами, которые были покинуты внезапно, хотя, возможно, могли прослужить еще много лет.
Вторая точка - пилорама в селе Льва Толстого (Калужская область). Она наполнена вещами, которые объективно вышли из строя и уже не могут служить человеку в том качестве, в котором были созданы изначально.
Третья точка - городская среда, а именно - зоны близ мусорок в Москве, Рыбинске и городе Суздаль Владимирской области. Предметы, которые оказываются там, зачастую, субъективно вышли из строя (например, стул, который надоел хозяевам, или шапка-ушанка бывшего «дембеля», или детский альбом с рисунками, который не представляет для автора ценность в более взрослом возрасте).
«Предметом» может стать любая вещь, от которой исходит ощущение, или некое наитие. Зачастую вещи гибнут вместе с эпохой, которой они принадлежали, они носят на себе характерный отпечаток, оставленный временем, в которое они родились. Этот отпечаток виден издалека.
От каждого найденного предмета тянется своя нить, сотканная из индивидуального набора воспоминаний и образов. Эта нить связывает вещь и конечный итог (то, как будет выглядеть предмет в конце работы). Итог всегда интуитивен и чаще всего вторит «живым» формам (животным, людям, растениям).
Реинкарнация предметов или «Найдёнышей» – это не приведение их к «лучшей» форме, а попытка представить их опыт существования, историю, и иллюстративно это преподнести, дать им новую «одежду»."
Ермакова Елизавета
Лиза Ермакова художник-сценограф. Закончила в 2024 году ГИТИС в 2024 году по специальности "сценограф", мастерская Н.И. Симонова. Участвовала в групповых выставочных проектах. В галерее a—s—t—r—a представляет свой новый персональный выставочный проект-инсталляцию "Реинкарнация покинутых". Работает как художник-постановщик в нескольких театрах России, например, МХТ им. Чехова (Новая сцена).
Родилась в Москве в 2000г.
Лиза Ермакова художник-сценограф. Закончила в 2024 году ГИТИС в 2024 году по специальности "сценограф", мастерская Н.И. Симонова. Участвовала в групповых выставочных проектах. В галерее a—s—t—r—a представляет свой новый персональный выставочный проект-инсталляцию "Реинкарнация покинутых". Работает как художник-постановщик в нескольких театрах России, например, МХТ им. Чехова (Новая сцена).
ОБРАЗОВАНИЕ:
- Прошла курс графики в ACADEMIA’D’ARTE (Флоренция, Италия) в 2018 году.
- Окончила Колледж дизайна и декоративного искусства имени С. Г. Строганова (Москва) в 2019 году по специальности «арт-дизайнер».
- Окончила РАТИ-ГИТИС в 2024 году по специальности "сценограф", мастерская Н.И. Симонова.
Постановки:
- Пространство парка "Тринити" (Московская область). "Свадебка" И.Стравинского. Инсценировка/постановка Дмитрия Лесникова. 2022г.
- Галерея на Каширке (ОВЗ Москвы). "Планета 7 Масок" Эрвен Мишеля. Инсценировка/постановка Виталия Электронойзова. 2023г.
- Рыбинский драматический театр (Ярославская область). "Три плюс Кот" Е.Шестакова. Постановка Владимира Калюкина. 2023г.
- Дом-музей генерала Ушакова. Театральная постановка в экскурсионном формате "От Крыма до Победы. Генерал Батов" (Ярославская область). Инсценировка/постановка Владимира Калюкина. 2023г.
- Учебный театр ЕГТИ (г.Екатеринбург). Лаборатория "Урал. Твое время". "Венгерская рапсодия" В.Пирожковой. Постановка Гаухар Ажигуловой. 2022г.
- Театр им. Бакен Кыдыеевой, Бишкек (Кыргызстан). “Король Лир” У.Шекспира. Постановка Андрея Хисамиева. 2024г.
- МХТ им. А.П. Чехова (Москва). «Флешбэк.2002» О.Жайнадарова. Постановка Веры Поповой. 2024г.
- Рыбинский Драматический театр (Ярославская область). «Пиноккио» К.Коллоди. Постановка Владимира Калюкина. 2024г.
Работа в качестве художника-монументалиста:
- Город Сатка (Челябинская область). Роспись переходной зоны на заводе "Магнезит" в рамках творческой лаборатории ГИТИСА. 2022г. Куратор Дмитрий Буткевич.
- ГИТИС, корпус в Новых Черемушках (ул. Гарибальди, Москва). Роспись входной группы в рамках курсовой работы по живописи. 2023г. Куратор Дмитрий Буткевич.
- Роспись входной группы Арт-клуба "Перекресток", г.Рыбинск (Ярославская область). 2023г.
- Галерея на Каширке (Москва), персональная выставка-инсталляция "Действительности", 2023г. Куратор Виталий Электронойзов.
Художник -оформитель, арт дизайнер:
- РОСИЗО. Выставочные залы в Петроверигском переулке (Москва). Оформление выставки "Сказки". 2021г. Куратор Дмитрий Буткевич
- Спецпроект 9-й Московской биеннале современного искусства. Парк искусств "Музеон" (Москва). Инсталляция "Отражения". 2021г. Куратор Дмитрий Буткевич
- РОСИЗО. Выставочные залы в Петроверигском переулке (Москва). Оформление выставки "Русское-народное". 2022г. Куратор Дмитрий Буткевич
- РОСИЗО. Выставочные залы в Петроверигском переулке (Москва). Оформление выставки "Щелкунчик". 2022г. Куратор Дмитрий Буткевич
Участие в групповых выставках:
- Музей Алексея Толстого (Москва). – " Выставка памяти Платонова". Куратор Михаил Рошняк. 2019г.
- Аrtplay (Москва). – " Лень". Куратор Михаил Рошняк. 2020г.
- Галерея на Каширке (Москва). – " Нефть". Куратор Михаил Рошняк. 2021г.
- Галерея на Каширке (Москва). – " Земля Виноградова". Куратор Михаил Рошняк. 2021г.
- Галерея на Каширке (Москва). – " Человек - машина". Куратор Виталий Электронойзов. 2022г.
- Музей Москвы (Москва). – «Выбор Симонова. Первый выпуск». 2024г. Куратор Дмитрий Буткевич.
- Паркинг-Галерея. Зарядье (Москва). – «Выпуск-24». 2024г. Куратор Дмитрий Буткевич.