ASTRA
contemporary art gallery
ASTRA
Open callUp to 60 000ArtistsStatementCollaboration
ASTRA
RU            

Сергей Сонин и Елена Самородова. Утопия и Ухрония

Персональный проект.

19 декабря 2024 – 2 февраля 2025

Музей ММОМА, Гоголевский б-р, 10/2

Московский музей современного искусства совместно с Галереей a—s—t—r—a представляет персональную выставку художников Сергея Сонина и Елены Самородовой «Утопия и Ухрония».

Выставка продемонстрирует реальность гипотетической истории, представленной художниками в виде детально проработанного вещественного мира. Созданный художниками нарратив – сеть культурно-исторических взаимосвязей с многочисленными отсылками к мировой художественной культуре. Залы музея превращены в воображаемый музей-заповедник и разделены на семь автономных, но при этом связанных общей фабулой разделов-пространств. Используя планировку залов музея, зритель проходит эти разделы в заданной авторами очередности. Одной из отправных точек художественного высказывания авторов является осмысление и интерпретация античности как константы вечности, ориентализма, как проекции Запада на Восток и духа Просвещения, свободно витающего над временами и пространствами.

Ключом к проекту является книга Lexicon – визуальный словарь, раскрывающий смыслы и понятия вселенной авторов, объединяющий все разделы выставки в единое целое. Проект, представленный в ММОМА, на сегодняшний день является одним из самых масштабных высказываний художников-визионеров.

В экспозицию вошло около 100 произведений: керамика, живопись, графика, фотография, ткани, барельефы, офорты и другие работы. Особое место в проекте занимает зал видео, где будут показаны уникальные видео-фрески и представлен натурный балет, исполненный как «хореографическая молитва».

ЭКЗОРЦИЗМ В РУИНАХ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Текст Сергей Хачатуров

Творческий дуэт Елена Самородова – Сергей Сонин (товарищество «Свинец и Кобальт») допустимо назвать таинственными визионерами. Горизонты реальной истории они предсказывают в версии документального мифа.

Предначертанность исторического пути зашифрована в ландшафтах Средней полосы России, который художники называют метафизическим. Можно добавить, и алхимическим. Он родственник дремучих лесов с волками, драконами, руинами святилищ и пирамид, что описаны в романе Высокого Возрождения «Гипнеротомахия Полифила» доминиканским монахом Франческо Колонной, родом из Тревизо. Роман издан в 1499 году в Венеции. Во сне главному герою Полифилу пригрезился необычайной красоты и дикости ландшафт. В нем предстояло пройти обряд инициации, преодолеть трудности, выйти победителем, обрести свою вторую духовную половину, любовь Полию и завершить Magnum Opus, добыть эликсир философов (философский камень). 

Уникальный случай: российская природа и ее тайны принимаются тандемом «Самородова – Сонин» подобным пейзажем из снов Полифила.  Среднерусская возвышенность выступает в качестве главного героя их перформансов, в которых взаимодействуют все виды искусства: музыка, архитектура, танец, скульптура, живопись, кино. Затаившиеся тревожные ландшафты в таких сюитах (авторское название «видео фрески»), как «Тандава Средней полосы», «Меновой день», «Подготовка к индийскому походу. Сон помещика средней полосы», совсем не фон, или декорация для реализации концептуальных кунштюков. Это лоно, творящее неуступчивую здравому смыслу жизнь. В подобном мистериальном, алхимическом сиянии идей – коренное отличие стратегии «Свинца и Кобальта» от постмодернистских эгоцентричных игр ума. 

Пространственная экспансия – суть стиля ампир. Все походы Наполеона – желание насытить пространственный голод, подчинить себе не только страны и цивилизации, но и параллели, меридианы. Неспроста гулкие пустые коридоры, омываемые потоками света, будто выветренная, обточенная сквозняками мебель изысканнейших силуэтов с инкрустациями многих древних культур, - архетипы ампирной поэтики. 

Стихотворение Осипа Мандельштама «Природа — тот же Рим и отразилась в нем» идеально проецируется и на визуальный образ видеосемантики Елены Самородовой и Сергея Сонина. В этих фресках стелется по лощинам и рощам туман, водят хороводы снопы сена, исполняют свой загадочный ритуальный танец зайцелопы-землемеры, строятся из дерев и ветвей, и горят дендро палладианские колоннады и арки…

Внутри алхимических снов на тему империи и архетипических образов России (заяц-землемер) рождаются и роятся интересные истории, поддерживающие континентальные перспективы. Россия находится на перекрестье рациональных идей европейского Просвещения и восточной мудрости, мистики. Совместить траектории Востока и Запада желали сами просветители и романтики. Китай был заветной страной для Дидро, Вольтера, Голдсмита. В нем видели неиспорченную западной культурой мудрость, конфуцианское умение жить в согласии с естеством. Алхимик, масон, романтик Владимир Одоевский в своем написанном в 1835 году романе «4338» показывает будущее (это будущее Сонин-Самородова называют «ухронией»), в котором Россия и Китай стали центрами мировой силы. 

В своих проектах Сонин и Самородова словно бы прямые наследники месмерических опытов Владимира Федоровича Одоевского. В их квантовую реальность входит комета, российско-китайский и российско-индийский альянс, что в эпоху помещичьей России существенно скорректировал будущее. Главное, все эти темы вызревают в процессе алхимической инициации. А к ней обязывают просторы среднерусской возвышенности.

Мир художников обустроен очень сложно и выверен безупречно вплоть до мельчайших артефактов, обращающих нас к усадебным забавам помещиков эпохи Екатерины II, Павла I, Александра Павловича…Имею в виду вышивание бисером, дневниковые записи, устройство парков чудес с химерами и монстрами, а также другие замысловатые затеи. Сработаны все артефакты невероятно тонко, с инкрустациями в них разных древних техник (в ковровом ткачестве, в частности, воскрешается средневековая техника мильфлер). 

В совокупности своей различные, филигранно срежиссированные «Свинцом и Кобальтом» истории получают резонансное толкование в мировом искусстве. Диалог налаживается с теми художниками, кто сердцевиной своих перформансов выбрал не тотальный нигилизм или остроумные пародии, а возвращение к мифу и ритуалу. Имею в виду прежде всего Йозефа Бойса и Мэтью Барни. По мнению исследователей Бойса (Ив-Ален Буа), его перформативные практики восстанавливают иерархические отношения между перформером и зрителем. Это оппозиционно идее тотальной вовлеченности и сопричастности, что была принята в хеппенинге, например. Еще более многоуровневая, иерархическая система презентации мифа в синтетических проектах Мэтью Барни. Их допустимо назвать вагнерианскими Gesamtkunstwerk («синтетический художественный объект»). Такая иерархичность воздвигает культ шамана, гуру, алхимика. Учтем, что Бойс будто привлекал разные субстанции материального – жир, войлок – в их герметической тайной ипостаси. Мэтью Барни в своем новом проекте «Редут» выбирает лес, чащу, охоту на волков в ледяной глуши для реинтерпретации мифа о Диане и Актеоне. Насыщает программу разными образами, включая медные рельефы и скульптуры из сожженных деревьев.

Такие шаманские, алхимические делания с диктатурой сильного сценария и яркой образной системой и для Бойса, и для Барни, и для Сонина-Самородовой являются, по моему мнению, сильной терапией коллективной памяти человечества. В квантовых, альтернативных путях исторического движения реабилитируется тема «желание памяти». Вопреки моделям постистории, подавления идентичности в результате алчного капиталистического потребления, Бойс, Барни, тандем «Свинец и Кобальт» утверждают необходимость возрождения исторической памяти в самых корневых ее основах. Одновременно утопическая и ухроническая оптика и сценарий возрождения истории со всей ответственностью оправдывают тезис о невозможности адекватной репрезентации прошлого.

Любопытно, один из созданных Еленой и Сергеем проектов называется «Гоголь. Рим. Из Третьего в Первый». Он рассказывает о путешествии Николая Васильевича в Италию, о встрече с падре Лоренцо Сфорца, обладающим даром экзорцизма. Экзорцизм это обряд изгнания бесов. Полагаю, что своими версиями ветвистых путей истории Самородова и Сонин изгоняют бесов гордыни, спеси и тщеславия в отношении к собственному прошлому. В этом статусе ироничных, но страстных философов они наследники великих просветителей XVIII столетия, умевших обратить в содержательный диалог прошлого с настоящим даже печальные руины.

Sonin Sergey, Samorodova Elena

Sergey Sonin and Elena Samorodova (Partnership "Lead and Cobalt") are multimedia artists, working in two capitals: Moscow and St. Petersburg, founders of several art associations. Their works are in the collection of the Museum of Moscow, Krasnoyarsk Museum Center "Peace Square", Multimedia Art Museum and in private collections.

Sergey Sonin
Born in Smolensk in 1968. 

- Artist, director, screenwriter, producer

Studied at Semyon Aranovich's workshop for film directing.
St. Petersburg State University of Cinema and Television 

Elena Samorodova
Born in Moscow in 1973.

- Architect, production designer and photographer.

Studied at Moscow Art School №1. Graduated from the Moscow Architectural Institute, Experimental Design Group in 1998.

Sergey Sonin and Elena Samorodova (Partnership "Lead and Cobalt") are multimedia artists, working in two capitals: Moscow and St. Petersburg, founders of several art associations. Their works are in the collection of the Museum of Moscow, Krasnoyarsk Museum Center "Peace Square", Multimedia Art Museum and in private collections.

SELECTED PROJECTS:

  • 2022 - "Northern Arcadia", solo exhibition, City Sculpture Museum, St. Petersburg.
  • 2022 - "Utopia and Uchronia", solo exhibition, Navicula Artis Gallery, St. Petersburg.
  • 2019 - "Procession" video premiere, Karo-art, Oktyabr cinema, Moscow
  • 2018 - "Razvilka. Personal exhibition, Krokin Gallery, Moscow
  • 2016 - "Trapper's Fragment. Russian Stereo". Solo exhibition, Krokin Gallery, Moscow
  • 2015 - "Russian Realism XXI century", Museum of Modern History of Russia, Moscow.
  • 2015 - "Now&After" video festival.  Film "Egyptian flock".
  • 2015 - "Kvadratura", - "Strategic Heritage", Tenishev ECC, Smolensk
  • 2015 - auction PIASA. Russian & soviet photographs. "Gogol. Rome. From the Third to the First", Paris
  • 2015 - "Enrichment of Reality", - "Strategic Heritage", A3 Gallery, Moscow
  • 2015 - "Victory as a new epic", - "Strategic Heritage", Zurab Tsereteli Art Gallery, Moscow
  • 2014 - "Gogol. Rome. From the Third to the First", Museum of Moscow. Personal exhibition.
  • 2013 - "Egyptian flock", Krasnoyarsk Museum Center, personal exhibition, Krasnoyarsk.
  • 2013 - "Shelter for Sniper", Transatlantic Gallery, Moscow, Parallel program of the 5th Moscow Biennale of Contemporary Art. Solo exhibition.
  • 2013 - "Strategic Heritage", Polytechnic Museum, Moscow. Solo exhibition.
  • 2012 - "Hot Cold. Loft Floors, St. Petersburg. 
  • 2012 - "Egyptian Pack. Part 1", gallery POBEDA, Moscow. Solo exhibition.
  • 2010 - "Divine Wind", Marble Palace, St. Petersburg.
  • 2009 - Exhibition "Divine Wind", Museum of Modern Art, Moscow.
  • 2007 - "Generals of the 70s", Yakut Gallery, Moscow.
  • 2005 - "Generals of the 70s", Festival "Fashion and Style in Photography", Moscow.


Works


SoldStove Tile
Sonin Sergey, Samorodova Elena

Stove Tile "The Hare and the Snowbird Girl", 2024

керамика, роспись по сырой эмали
47 х 35 см
SoldStove Tile
Sonin Sergey, Samorodova Elena

Stove Tile "The Hare and the Snowbird Girl", 2024

керамика, роспись по сырой эмали
48 х 28 см
Brother Hare in the Spring Gardens
200 000 ₽
Cargo Palladian portico
200 000 ₽
Buy in 1 click
I hereby confirm that I have read and agree to the terms of the Public Offer and the Privacy Policy.