ASTRA
contemporary art gallery
ASTRA
Open callUp to 60 000ArtistsStatementCollaboration
ASTRA
RU            

Круги на асфальте

solo show Дарьи Кротовой

ЦСИ «Винзавод», подъезд н8

22.04 — 30.05.2025

22 апреля в галерее современного искусства a—s—t—r—a состоялось открытие персональной выставки Дарьи Кротовой «Круги на асфальте». Экспозиция посвящена городскому пространству, как уникальной структуре, подверженной разрушению, саморазрушению и музеефикации.

На выставке показаны работы, произведенные в мастерских Центра художественного производства «Своды» Дома культуры «ГЭС-2».

"О некотором воспоминании памяти"

Текст Карины Караевой, независимого куратора, кандидата искусствоведения, арт-критика

Всё окружающее движет чувства, бывшее уже не повторится.

Знакомое всплывает в сознании несколько иное, измененное и вызывает соответственно измененные представления вместо тех, которые сопутствовали ему. Тут начинается сон. Мы чувствуем измененные образы, и мы видим соответствующие этим образам - подходящие к ним чувства из старого арсенала: столбики на железных балках, горящие глаза сов, качающиеся головы физкультурников - что кому заблагорассудится, наконец. 

Павел Зальцман. Сон. Из дневников

Пространство города – структура уникальная, но подверженная разрушению, саморазрушению, музеефикации. В городе застывает память и различными способами дает о себе знать, расставляя в воспоминании акценты, запятые и междометия. Будто пыль, попавшая в глаза после редкого в городе грузовика, она сразу будоражит воспоминание, связанное с просекой и лесным прозрачным вздыбленным туманом, застывшим между елками в просвете солнечных колонн. Город подвижен не только в своей архитектуре, но также в геометрии случайных объектов, несущих безусловно декоративную функцию, связанную с тем, как, к примеру демонстрируются новые уровни жизни – ни в одном городе мира, кроме, кажется, Москвы, нет известных анималистических скульптур, выполненных из шин грузовиков. Эти изящные городские садовые ( при каждом садике у подъезда ) объекты – почти анимационные персонажи. Они как гофрированные цветы, во время СССР бывшие необходимыми атрибутами любой первомайской демонстрации. Они специально готовились, объединяя все семейство, и, к слову, также определяли социальную принадлежность участника городских шествий – у некоторых была возможность составлять целые букеты из бумаги. Гофрированный, будто плиссированный цветок, как правило был особенного цвета – либо фиолетовый, либо розовый, то есть всегда – полутоновый. Он не спорил с городским пространством, а лишь трепетно поддерживал палитру домов и сооружений.  Он будто стилизовал убранство города, типографский акцент вывесок «Молоко», словно вторил приглушенности, тихости пространства. Гофрированный объект, гармошка, плисе, в эпоху тотальной индустриализации поддерживается гофротрубой, миром наоборот. В фильме «Урок литературы» 1968 года герой оказывается в городском перевернутом пространстве. В самом начале картины мальчик идет мимо новостроек и на секунду переворачивает голову, чтобы посмотреть на то, что происходит верх тормашками. После этого повествование превращается через отражение в витрине большого универмага, через разбросанные в городе шланги в фантасмагорию. Эти городские наросты, являются артериями пространства. Без стекла, случайно или нарочно оставленного в арках между домами, пыли, торчащих из асфальта труб, иногда нелепых построек, «лесов», город лишается памяти. Первая ассоциация, приходящая на ум, при виде гофротрубы – артерия, вена, но в пространстве памяти города она транслирует оставленную часть дома – будто выброшенный кирпич (гофротруба почти нарочно того же цвета что основание дома, или разжиженная кровь, она утратила свою яркость и не может соперничать с, например, укрывающими зимние газоны разноцветными опилками, кричащими своим ярким неестественным цветом; возможно, гофротруба тот незаметный оставленный объект, который еще напоминает прошлое, в том числе своим будто сжатым приветом шуховской башне – действительно, если представить прозрачную геометрическую башню в сплющенном виде, она вполне могла бы превратиться в гофротрубу), забытый на время строителем, чтобы немного нарушить идеальный городской пейзаж. Они напоминают и яркие пятна на картинах Сесили Браун, и антропоморфные объекты Джима Ходжеса, растекаясь в городе, спрятанные в земле, конфликтующие и вступающие в диалог с травой, цветами и пылью, покрываясь городской росой и становясь невидимыми, транспарентными, как цветы Люка Тюйманса. Даша Кротова одновременно поэт городских пространств и чуткий исследователь архитектурных помех. Она предлагает окинуть взглядом не новые высотки и футуристические ансамбли, но обратить взор вниз. Однажды, гуляя в Москве, точнее несясь, я на минуту опустила глаза на асфальт и нашла маленького золотого паука. Сложно представить себе это насекомое в городе, но его раздавленность ( буквальная и метафорическая ) стала своеобразной аллегорией утерянной паутины города. Теперь в городе можно заходить практически везде, плакаты «Не прислоняться» потеряли свою актуальность, однако и город будто попрощался с прошлым. Совсем незаметные мимикрирующие в настоящем остатки времени, измененные и скорее громкие, остаются редким напоминанием о другой тихой эпохе. Кротова и пытается об этом сказать как Дзига Вертов, превратив артерии города в пульсирующий монтаж:

Колеса вертелись полным звоном еще?

Когда вдребезги скрипка крикнула

Города, как балерины, на пальцев кончиках.

Сердца и часы бояться тикать,

Десять пальцев протянулись

Молниями. 

Стоп! Уродище – конец рейса

Колесом и шеей экран заполнен

В прямоугольнике диагональ

    - рельса

Природное в объектах из гофротрубы кроется в претензии Кротовой в создании новой природы. Кажется, лишь в Москве, туманность которой часто сменяется проливным дождем, влажное мгновенье останавливает движение в городе, заливая его до такой степени, что из решеток бьют ручьи, заставляет дождевых червей вылезать на асфальт. Объекты Кротовой напоминают об этих маленьких змеях городского пространства, шепчущих о скоротечности жизни, будоражащих детские и юношеские грезы о путешествиях на дачу, и даже в некотором смысле пугающих своей незащищенностью. Гофротруба – дождевой червь, мумифицированный в своей агонии, и часть рельсы, и исчезнувшие провода трамвая. Гофротруба отражает немыслимые геометрические формулы, провисшие между небом и городом в виде натянутых проводов. Однако Кротова отказывается от создания ансамбля, она настаивает на одиночестве объекта. Выкорчеванный из городского пространства, без взаимодействия с ним он превращается в испорченную амальгаму, где пятна – ноль объект, потерявшийся во времени. По сути, гофротруба создана как камуфляж, она придумана, чтобы скрывать, но при этом ее функция колоссальна, она визуально отягощена, и Кротова усиливает это визуальное преимущество, но только цветовым акцентом – она как будто добавляет тон в «кирпичность» трубы, но и ее исключение из городского пейзажа не только следует простому способы перемещения, но скорее обогащает геометрию пространства; этот предмет превращается в гибкую, подвижную память. Он – кровеносный внутренний сосуд и внешняя трубка, обеспечивающая дыхание. Он – демонстрация растерянного цвета старых домов, несущих только внутреннюю память, внешне же превращенный в симулякр, с замененными дверьми, окнами, и утраченной плиткой. Он отбивает ритм памяти природы, воплощенной в новом материале, он – остаток небесной лестницы, забытой в городе, как случайно найденное в газоне стеклышко, когда-то служившее рамой и амальгамой «секретика» из цветов – цветы проросли или окончательно превратились в городской гербарий, а отражение осталось. Копайся в земле, вернись к ней – призыв Кротовой, в котором нет пафоса демонстрационных лозунгов, или агитаций к участию в субботниках, но скрыта грусть о том, что город теряет свое пыльное очарование. Однако путешествие продолжается,  оно спрятано в утренних прогулках, когда город еще не наполнен индустриальным ветром, но таит в себе закольцованный запах росы. Закольцованный, так как по сути это ощущение нонсенс, невообразимо – практически невозможно найти росу в городском пространстве, но оно пульсирует в голове как память деревни, как внезапно возникший во рту вкус молока. Закольцованные изображения знаки воплощенны в шелкографии. Эти отпечатки похожие на изображения Роберта Смитсона лишь отчасти несут на себе бремя минимализма. Они удивительным образом снова обращаются к состоянию зеркала – постольку поскольку являются отражение во-первых, несуществующих, или достаточно редких изображений в городе, во-вторых, – фигура разорванного круга неизбежно несет на себе бремя рассеченного нуля, то есть сигнализирует о потере времени, и в-третьих, открывает почти космический нарратив – что этот круг, если не абрис спутника. Однако, Кротова не только усиливает интерактивный аспект, но и переводит изображение в знак, круг почти исчезает, растворяется в палитре, одомашнивается, стремится быть незамеченным или провоцирует разглядывание. Фланирование в городе снова предлагает опустить взгляд, возможно, чтобы увидеть отражение солнца, или спектр его лучей, возможно, чтобы продолжить впечатление «увиденного внизу», стать свидетелем абстрактной диаграммы пульса. 

Эти размытые пунктиры – запятые, тире, восклицания, междометия – будто речь городского существа. Они вышли из изображений Гады Амер, или графики Трейси Эмин, но лишены эротизма, они – суть поэзии, снова тихой, произнесенной почти шепотом. Замкнутая или разомкнутая структура, не лишенная воображаемого, напоминает и математические объекты Хильмы аф Клинт, и рисунки Он Кавары, но остается намеком на новый язык городского алфавита, который строится тогда, когда зритель/читатель смотрит себе под ноги, пытаясь найти отражение лучей солнца на асфальте. Эта знаковость – невообразимая поэзия закорючек и новых междометий, путешествие в бессознательное. Рисунки-знаки Кротовой выполнены в почти исчезающей, мерцающей манере письма, они невесомы как метафизика воздуха, прозрачные и просвечивающие почти как кинематографическая пленка. Пленка памяти. Снова о памяти – проект Кротовой с перчатками. Оставленные, забытые, выброшенные, впечатанные в топографический атлас города, эти объекты превращаются в одушевленные скульптуры. Стойкость этих скульптур объемна в том смысле, что художник придумывает им названия или имена, поэтизирует их. Новая система сообщения с выброшенными объектами, лингвистическая конструкция повторяет абрис предмета – текст оказывается менее выразителен чем форма – система распознавания скрыта в лирическом означивании: «Жизнь потрепала». Потрепанное, растерянное, забытое бытие, почти как в объектах Косимы фон Бонин, которая, работает с рассечением памяти. Однако Кротова скорее выстраивает ее геометрию, постоянный взгляд вниз на самом деле является образным, метафорическим вглядыванием внутрь себя, в страх, экстаз, очарование, в потаенное воспоминания, в плоть сознания риторического воображения. Теперь репрезентация памяти завершает свое путешествие через поэзию утраты.

Krotova Daria

Daria Krotova has been working with the VGLAZ association founded by artist Gosha Ostretsov since 2007. Daria is a member of the International Council of Museums (ICOM) and the International Association of Art Critics (AICA).

Born in Moscow in 1971.

Daria Krotova was educated as a psychologist and art historian while studying at universities in Russia, America and France.  For several years she was engaged in translations into Russian of French poetry and philosophy (Francis Ponge, Maurice Blanchot, Gilles Deleuze, etc. Published in Moscow).

The first upsurge of her artistic career in contemporary art began in the late 2000s with the exhibition “Invasion /Évasion” of the Maria Baibakova Foundation at Krasny Oktyabr, where her first large installations were presented with the use of ceramics, which the artist considers as a universal medium for works of any format. From this period she began to actively participate in the activities of the creative association VGLAZ, founded by Gosha Ostretsov, as well as with leading Moscow galleries: Iragui Gallery, Crokin Gallery, and later with Heritage Gallery.

In her works, which are often large format in-situ installations, Daria works in various media (ceramics, wood, textiles, ready made) but is known for her large format works in paper, for which the artist has invented her own unique technique. In 2014 and 2016 her huge installations in this technique were shown at the Winzavod CSI, and in 2018 at the Fabrika CSI. 

 

Since 2008, Daria's artistic career has included participation in more than 70 exhibitions in Russia and abroad, including 20 solo exhibitions, as well as regular participation in international fairs and biennales of contemporary art (Art Pris, Vienna Contemporary, Tbilissi Art fair, Art Vilnius, Lucca biennale Cartasia etc).  

From 2014 to 2019 Daria devoted her time to working at the Tretyakov Gallery, where in addition to teaching sculpture, she curated exhibitions and developed inclusion at the museum.  

Since 2019, the artist has returned to active creative work, still favoring ceramic sculpture, multimedia installations and land art. Since 2019, working extensively in the South of France, Daria has been creating a number of major land art projects, and including the installation Waiting to Return, 2024, dedicated to Ilya Kabakov.

In 2024, Daria's work participates in the historic Biennale of Contemporary Ceramic Art in Valoris. Since 2024 Daria started experimenting with different printmaking techniques, linocut, lithography, silkscreen. The series “Memes” (fabric, image transfer paper, printing, hand embroidery) was made for the exhibition Renaissance, curated by Gosha Ostretsov. Daria works with the idea of visual profanations, distortions and layering that images of classical painting are subjected to in social media and masmedia.

The series of works entitled “Circles on the Asphalt”, presented at the exhibition of the same name in the a—s—t—r—a gallery, is made in the workshops of the Center for Art Production “Vaults” of the House of Culture “HPP-2”. 

In 2025, exhibitions featuring works by Daria Krotova will be held at the Villa Datris Foundation for Contemporary Sculpture, the Chateau Seviere Museum in Marseille, the See Gallery in Paris, and the Albatros Art Center in Paris. Collaboration is planned with the Lazarev Gallery in Paris and the Yvon Lambert Foundation in Avignon. 



Works


Baby, from the
Krotova Daria

Baby, from the "Memes" series, 2025

Шелкография
104 х 72 см
100 000 ₽
Baby, from the
Krotova Daria

Baby, from the "Memes" series, 2025

Шелкография
104 х 72 см
65 000 ₽
Baby, from the
Krotova Daria

Baby, from the "Memes" series, 2025

Шелкография
72 х 52 см
80 000 ₽
Baby, from the
Krotova Daria

Baby, from the "Memes" series, 2025

Шелкография
104 х 72 см
80 000 ₽
Buy in 1 click
I hereby confirm that I have read and agree to the terms of the Public Offer and the Privacy Policy.