Сергей Сонин и Елена Самородова. Утопия и Ухрония
Персональный проект.
19 декабря 2024 – 2 февраля 2025
Музей ММОМА, Гоголевский б-р, 10/2
Московский музей современного искусства совместно с Галереей a—s—t—r—a представляет персональную выставку художников Сергея Сонина и Елены Самородовой «Утопия и Ухрония».
Выставка продемонстрирует реальность гипотетической истории, представленной художниками в виде детально проработанного вещественного мира. Созданный художниками нарратив – сеть культурно-исторических взаимосвязей с многочисленными отсылками к мировой художественной культуре. Залы музея превращены в воображаемый музей-заповедник и разделены на семь автономных, но при этом связанных общей фабулой разделов-пространств. Используя планировку залов музея, зритель проходит эти разделы в заданной авторами очередности. Одной из отправных точек художественного высказывания авторов является осмысление и интерпретация античности как константы вечности, ориентализма, как проекции Запада на Восток и духа Просвещения, свободно витающего над временами и пространствами.
Ключом к проекту является книга Lexicon – визуальный словарь, раскрывающий смыслы и понятия вселенной авторов, объединяющий все разделы выставки в единое целое. Проект, представленный в ММОМА, на сегодняшний день является одним из самых масштабных высказываний художников-визионеров.
В экспозицию вошло около 100 произведений: керамика, живопись, графика, фотография, ткани, барельефы, офорты и другие работы. Особое место в проекте занимает зал видео, где будут показаны уникальные видео-фрески и представлен натурный балет, исполненный как «хореографическая молитва».
ЭКЗОРЦИЗМ В РУИНАХ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Текст Сергей Хачатуров
Творческий дуэт Елена Самородова – Сергей Сонин (товарищество «Свинец и Кобальт») допустимо назвать таинственными визионерами. Горизонты реальной истории они предсказывают в версии документального мифа.
Предначертанность исторического пути зашифрована в ландшафтах Средней полосы России, который художники называют метафизическим. Можно добавить, и алхимическим. Он родственник дремучих лесов с волками, драконами, руинами святилищ и пирамид, что описаны в романе Высокого Возрождения «Гипнеротомахия Полифила» доминиканским монахом Франческо Колонной, родом из Тревизо. Роман издан в 1499 году в Венеции. Во сне главному герою Полифилу пригрезился необычайной красоты и дикости ландшафт. В нем предстояло пройти обряд инициации, преодолеть трудности, выйти победителем, обрести свою вторую духовную половину, любовь Полию и завершить Magnum Opus, добыть эликсир философов (философский камень).
Уникальный случай: российская природа и ее тайны принимаются тандемом «Самородова – Сонин» подобным пейзажем из снов Полифила. Среднерусская возвышенность выступает в качестве главного героя их перформансов, в которых взаимодействуют все виды искусства: музыка, архитектура, танец, скульптура, живопись, кино. Затаившиеся тревожные ландшафты в таких сюитах (авторское название «видео фрески»), как «Тандава Средней полосы», «Меновой день», «Подготовка к индийскому походу. Сон помещика средней полосы», совсем не фон, или декорация для реализации концептуальных кунштюков. Это лоно, творящее неуступчивую здравому смыслу жизнь. В подобном мистериальном, алхимическом сиянии идей – коренное отличие стратегии «Свинца и Кобальта» от постмодернистских эгоцентричных игр ума.
Пространственная экспансия – суть стиля ампир. Все походы Наполеона – желание насытить пространственный голод, подчинить себе не только страны и цивилизации, но и параллели, меридианы. Неспроста гулкие пустые коридоры, омываемые потоками света, будто выветренная, обточенная сквозняками мебель изысканнейших силуэтов с инкрустациями многих древних культур, - архетипы ампирной поэтики.
Стихотворение Осипа Мандельштама «Природа — тот же Рим и отразилась в нем» идеально проецируется и на визуальный образ видеосемантики Елены Самородовой и Сергея Сонина. В этих фресках стелется по лощинам и рощам туман, водят хороводы снопы сена, исполняют свой загадочный ритуальный танец зайцелопы-землемеры, строятся из дерев и ветвей, и горят дендро палладианские колоннады и арки…
Внутри алхимических снов на тему империи и архетипических образов России (заяц-землемер) рождаются и роятся интересные истории, поддерживающие континентальные перспективы. Россия находится на перекрестье рациональных идей европейского Просвещения и восточной мудрости, мистики. Совместить траектории Востока и Запада желали сами просветители и романтики. Китай был заветной страной для Дидро, Вольтера, Голдсмита. В нем видели неиспорченную западной культурой мудрость, конфуцианское умение жить в согласии с естеством. Алхимик, масон, романтик Владимир Одоевский в своем написанном в 1835 году романе «4338» показывает будущее (это будущее Сонин-Самородова называют «ухронией»), в котором Россия и Китай стали центрами мировой силы.
В своих проектах Сонин и Самородова словно бы прямые наследники месмерических опытов Владимира Федоровича Одоевского. В их квантовую реальность входит комета, российско-китайский и российско-индийский альянс, что в эпоху помещичьей России существенно скорректировал будущее. Главное, все эти темы вызревают в процессе алхимической инициации. А к ней обязывают просторы среднерусской возвышенности.
Мир художников обустроен очень сложно и выверен безупречно вплоть до мельчайших артефактов, обращающих нас к усадебным забавам помещиков эпохи Екатерины II, Павла I, Александра Павловича…Имею в виду вышивание бисером, дневниковые записи, устройство парков чудес с химерами и монстрами, а также другие замысловатые затеи. Сработаны все артефакты невероятно тонко, с инкрустациями в них разных древних техник (в ковровом ткачестве, в частности, воскрешается средневековая техника мильфлер).
В совокупности своей различные, филигранно срежиссированные «Свинцом и Кобальтом» истории получают резонансное толкование в мировом искусстве. Диалог налаживается с теми художниками, кто сердцевиной своих перформансов выбрал не тотальный нигилизм или остроумные пародии, а возвращение к мифу и ритуалу. Имею в виду прежде всего Йозефа Бойса и Мэтью Барни. По мнению исследователей Бойса (Ив-Ален Буа), его перформативные практики восстанавливают иерархические отношения между перформером и зрителем. Это оппозиционно идее тотальной вовлеченности и сопричастности, что была принята в хеппенинге, например. Еще более многоуровневая, иерархическая система презентации мифа в синтетических проектах Мэтью Барни. Их допустимо назвать вагнерианскими Gesamtkunstwerk («синтетический художественный объект»). Такая иерархичность воздвигает культ шамана, гуру, алхимика. Учтем, что Бойс будто привлекал разные субстанции материального – жир, войлок – в их герметической тайной ипостаси. Мэтью Барни в своем новом проекте «Редут» выбирает лес, чащу, охоту на волков в ледяной глуши для реинтерпретации мифа о Диане и Актеоне. Насыщает программу разными образами, включая медные рельефы и скульптуры из сожженных деревьев.
Такие шаманские, алхимические делания с диктатурой сильного сценария и яркой образной системой и для Бойса, и для Барни, и для Сонина-Самородовой являются, по моему мнению, сильной терапией коллективной памяти человечества. В квантовых, альтернативных путях исторического движения реабилитируется тема «желание памяти». Вопреки моделям постистории, подавления идентичности в результате алчного капиталистического потребления, Бойс, Барни, тандем «Свинец и Кобальт» утверждают необходимость возрождения исторической памяти в самых корневых ее основах. Одновременно утопическая и ухроническая оптика и сценарий возрождения истории со всей ответственностью оправдывают тезис о невозможности адекватной репрезентации прошлого.
Любопытно, один из созданных Еленой и Сергеем проектов называется «Гоголь. Рим. Из Третьего в Первый». Он рассказывает о путешествии Николая Васильевича в Италию, о встрече с падре Лоренцо Сфорца, обладающим даром экзорцизма. Экзорцизм это обряд изгнания бесов. Полагаю, что своими версиями ветвистых путей истории Самородова и Сонин изгоняют бесов гордыни, спеси и тщеславия в отношении к собственному прошлому. В этом статусе ироничных, но страстных философов они наследники великих просветителей XVIII столетия, умевших обратить в содержательный диалог прошлого с настоящим даже печальные руины.
Сонин Сергей, Самородова Елена
Сергей Сонин и Елена Самородова (Товарищество «Свинец и Кобальт») – мультимедийные художники, работают в Москве и Санкт-Петербурге, основатели ряда художественных объединений.
Сергей Сонин
Родился в 1968 году в Смоленске. Художник, режиссер, сценарист и продюсер. Учился в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения.
Елена Самородова
Родилась в 1973 году в Москве. Архитектор, художник-постановщик и фотограф. Училась в Московской художественной школе №1 и окончила Московский архитектурный институт, группу Экспериментального Учебного проектирования (1998).
Сергей Сонин и Елена Самородова (Товарищество «Свинец и Кобальт») – мультимедийные художники, работают в двух столицах: Москве и Санкт-Петербурге, основатели ряда художественных объединений. Работы находятся в коллекции Музея Москвы, Красноярского музейного центра «Площадь Мира», Мультимедиа Арт Музее и в частных коллекциях.
Последние полтора десятилетия художники продолжают непрерывные эксперименты, обыгрывая в своих работах воображаемые реконструкции культурно-исторического настоящего, прошлого и будущего мира, наполняя их новым содержанием. В своих мистификациях они также обращаются ко времени, сокращая или продлевая его ход, устанавливая «свои» авторские представления и рамки.
ИЗБРАННЫЕ ПРОЕКТЫ:
- 2024 — Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703», галерея a—s—t—r—a, Манеж, Санкт-Петербург
- 2024 — Ярмарка графики КОНТУР, a—s—t—r—a галерея, Нижний Новгород
- 2024 — 1-я ГРАУНД Биеннале «Текстиль в современном искусстве», галерея a—s—t—r—a, ГРАУНД Солянка, Москва
- 2023 — Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703», галерея a—s—t—r—a, Манеж, Санкт-Петербург
- 2023 — «Утопия и Ухрония. Сон помещика средней полосы», a—s—t—r—a gallery, Москва
- 2022 – «Северная Аркадия», персональная выставка, Музей городской скульптуры, Санкт-Петербург.
- 2022 – «Утопия и Ухрония», персональная выставка, галерея Navicula Artis, Санкт-Петербург
- 2019 – «Шествие» премьера видеофильма, «Каро-арт», кинотеатр Октябрь, Москва
- 2018 – «Развилка». Персональная выставка, галерея Крокин, Москва
- 2016 – «Ловчий фрагмент. Русское стерео». Персональная выставка, галерея Крокин, Москва
- 2015 – «Русский Реализм XXI века», Музей Современной истории России, Москва.
- 2015 – видео фестиваль “Now&After”. Фильм «Египетская стая»
- 2015 – «Квадратура», - «Стратегическое наследство», КВЦ им. Тенишевых, Смоленск
- 2015 – аукцион PIASA. Russian & soviet photographs. «Гоголь. Рим. Из Третьего в Первый», Париж
- 2015 – «Обогащение реальности», - «Стратегическое наследство», галерея А3, Москва
- 2015 – «Победа как новый эпос», - «Стратегическое наследство», галерея искусств Зураба Церетели, Москва
- 2014 – "Гоголь. Рим. Из Третьего в Первый", Музей Москвы. Персональная выставка.
- 2013 – "Египетская стая", Красноярский музейный центр, персональная выставка, Красноярск.
- 2013 – "Приют для снайпера", галерея Трансатлантик, Москва, Параллельная программа 5 Московской биеннале современного искусства. Персональная выставка.
- 2013 – "Стратегическое наследство", Политехнический музей, Москва. Персональная выставка.
- 2012 – "Горячий холод". Лофт-этажи, Санкт-Петербург
- 2012 – "Египетская стая. Часть 1", галерея ПОБЕДА, Москва. Персональная выставка.
- 2010 – «Божественный ветер», Мраморный дворец, Санкт-Петербург.
- 2009 – Выставка «Божественный ветер», Музей современного искусства, Москва.
- 2007 – «Генералы 70-х», Якут-галерея, Москва.
- 2005 – «Генералы 70-х», фестиваль «Мода и стиль в фотографии», Москва.
"Вселенная Елены Самородовой и Сергея Сонина — «русская незримая Империя», то ли постапокалиптический мир, то ли параллельная реальность, зафиксированные в эстетически идеальных видео-фресках и артефактах, таких как, например, печные изразцы, заставляющие нас поверить в то, что все это происходило на самом деле. Обычный зритель в этих квантовых перемещениях рискует затеряться и, махнув рукой, отдаться эмоциональным и эстетическим переживаниям, но сейчас у нас есть возможность поговорить с авторами и распутать этот клубок смыслов." — цитата из статьи "Елена Самородова, Сергей Сонин: над Русской Пустотой, через Русский дзен"
ИЗБРАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:
- Артгид — Год третий: итоги ярмарки искусства 1703
- Forbes — Итоги петербургской ярмарки «1703»
- Сноб — «Искусство никому ничего не должно». Беседа галериста Алины Крюковой и искусствоведа Ивана Чечота
- BURO — Новые выставки в «ГЭС-2», ММОМА, «Зотове»: куда идти и что смотреть в музеях в мае
- ART Узел — «Хочется бежать от нивелировки и упрощенного однообразия предложений современного мира»