solo show Кирилл Котешов
КОСМООПЕРА
ЦСИ «Винзавод», подъезд 22
16.04 — 02.06.24

"Когда историческое время скручивается в апокалиптическую спираль сложенного ангелами небесного свода, наступает эпоха безвременья. Прогрессистские идеи модернизма схлопываются. Постмодернистская ирония не спасает. Жить помогают «иные места», утопии, гетеротопии, атопии. Кирилл Котешов обустраивает свои «иные места», призвав в союзники воображаемую архитектуру русского авангарда.
Воображаемая архитектура как жанр возникла в эпоху Ренессанса и понималась сперва как возвышенные фантазии об идеальном городе. В эпоху маньеризма воображаемая архитектура вела в царство меланхолии и представляла наказанную гордыню и людское тщеславие (Вавилонская башня). У Джованни Баттиста Пиранези в сюите офортов середины XVIII века «Карчери» («Тюрьмы») пыточная архитектура подземелий вырывается в масштабы четвертого измерения и строит саму себя. Ее конструкции: мосты, колеса, рычаги, -- не подчиняются логике человеческого присутствия. Своей агрессивной атакой вовне они порабощают людей. Делают их пленниками. В советском авангарде 1920-х архитектура ставится на службу людям, которые обязаны обрести мощь гигантов. Утопия прогресса обещает циклопические здания, созданные по законам умной геометрии (Башня III Интернационала Владимира Татлина). Визионерские проекты Ивана Леонидова и Георгия Крутикова заставляют поверить в летающие города, в которых идеи Ренессанса (Томазо Кампанеллы) об идеальном коммунистическом обществе, освещенном лучами вечного Солнца, обретают новую жизнь.
Виртуозная графическая техника Кирилла Котешова ставит его вровень с наследниками всех описанных выше проектов воображаемой архитектуры. В своих сериях Мастер будто пропускает эту архитектуру сквозь фильтр так называемого «бумажного проектирования» эпохи позднего СССР 1980 – 1990-х годов. Тогда прогрессистская утопия модернизма уступила место постмодернистской игре в цитаты. Александр Бродский, Илья Уткин, Юрий Аввакумов стали создавать во многом меланхолические пространства, в которых проекты авангарда превращались в хрупкие каприччио графических фантазий или руинные места исчезнувших цивилизаций.
Бумажная архитектура СССР очень податлива к тому, чтобы стрелки былой утопии с ее обещанием непременного всеобщего счастья, или древней антиутопии с ее плотоядными темницами, перевести в мир иных мест, «гетеротопий», в которых реальность становится виртуальной. Эту «иную реальность» с остановленным ходом времени очень чутко режиссирует в своих шелкографиях Кирилл Котешов. Используя сложную технику, в которой масло сочетается с битумом, Котешов творит «альтернативное настоящее». Это «альтернативное настоящее» наследует, с одной стороны, жанру фэнтези и кибермирам, с другой, – старинным иллюзиям с вечным солнцем и галлюциногенными ландшафтами. Ландшафты подарила нам оперная культура барокко, предтеча виртуальных локаций компьютерных игр. Ведь разработчики таких игр, как Assasin’s Creed, нанимают целый штат ученых-исследователей старой культуры, чтобы все локации древности были феноменально подробны и привлекательны.
В работах Котешова плавающие в безвоздушном пространстве дома-люстры Георгия Крутикова прорисованы так, что можно пощупать глазом каждый элемент облицовки. Вписаны же эти формы в сияющий подвижный, текучий пейзаж. В нем неожиданно встречаешь и храм Владимиро-Суздальской архитектуры. А башня Татлина выстраивается Котешовым будто бы из блочных панелек, тех самых, что стали пионерами архитектуры эпохи Оттепели второй половины 1960-х.
Такая гибридная сборка «иных мест» помогает понять еще одну важную для художника проблему: глобализация и утрата идентичности в мире «свернутого времени». Представляемая в галерее a—s—t—r—a Космоопера режиссируется художником словно коллаж из различных мифологических и реальных сюжетов. Она захватывает и как фантастический фильм-блокбастер, и как древний эпос об архетипах культуры, и как метаирония на тему руинного сознания и фасеточного восприятия мира человеком XXI столетия".
текст Сергея Хачатурова



Публикации о выставке:
Артгид — Космоопера. Воображаемая архитектура Кирилла Котешова.
Афиша — Кирилл Котешов. Космоопера
Сноб — Художник Кирилл Котешов: Я мечтаю о городе из песка
Котешов Кирилл
Кемеровский художник, выпускник Академии Штиглица. Штиглиц. Создает индустриальные пейзажи, трансформированные в соответствии с особой философией автора в футуристические образы города. Использует Кузбасслак - каменноугольную смолу, которая отсылает к индустриальному контексту малой родины.
Родился в 1983 году в Кемерово.
Окончил Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию им. А.Л. Штиглица на кафедре монументально-декоративной живописи, мастерскую профессора В.Г. Леканова (2004-2010) и Кемеровское художественное училище на живописно-педагогическом факультете (1999-2004). Работы художника находятся в Русском музее.
В своих работах Кирилл рассматривает идею глобализации как метафору библейских сюжетов, используя стилистику, отсылающую к эстетике Высокого Возрождения. Котешов анализирует эстетику классического изображения тела, исследуя мотив, напоминающий поздние скульптуры Микеланджело из серии "Рабы" - извивающиеся тела, где-то незавершенные, едва ли высеченные из камня.
Художник также создает индустриальные пейзажи, трансформированные в футуристические образы города, используя Кузбасслак - каменноугольную смолу, которая отсылает к индустриальному контексту его малой родины.
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ И ПРОЕКТЫ:
- 2024 — “Космопера”, галерея a—s—t—r—a, Москва
- 2010 — “Столпотворение”, галерея "Ателье № 2", Москва
- 2010 — “Да здравствует молодая гвардия”, Ателье дю Вент, Ренн
- 2010 — “Выставка Ильи Гапонова и Кирилла Котешова”, Дом дю Вент Леклер, Марсель
- 2010 — “Летний снег”, Дом Луары и Шера, Блуа
- 2008 — “Три дня”, галерея "Триумф", Москва
- 2008 — “Последний снег”, галерея "Глобус", Санкт-Петербург
- 2008 — “ПОД ЗЕМЛЕЙ”, малый зал Манежа, Санкт-Петербург
- 2007 — “Параллель Кузбасса”, галерея "Триумф", Москва
- 2007 — “Позиция”, Музей Санкт-Петербургской государственной академии искусств и дизайна, Санкт-Петербург
ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ И ПРОЕКТЫ:
- 2025 — Ярмарка |каталог| ноябрь, галерея a—s—t—r—a, Москва, Россия
- 2025 — Cosmoscow, галерея a—s—t—r—a, Москва, Россия
- 2024 — Выставка |каталог| декабрь, галерея a—s—t—r—a, Москва, Россия
- 2024 — Cosmoscow, галерея a—s—t—r—a, Москва, Россия
- 2024 — Санкт—Петербургская художественная ярмарка “1703”, галерея "а—с—т—р-а", Манеж, Санкт-Петербург
- 2024 — Ярмарка |каталог| Апрель, галерея "а—с—т—р—а", Москва, Россия
- 2023 — Выставка |каталог| декабрь, галерея a—s—t—r—a, Москва, Россия
- 2023 — Cosmoscow, галерея a—s—t—r—a, Москва, Россия
- 2023 — Санкт—Петербургская художественная ярмарка “1703”, галерея “а—с—т—р—а”, Манеж, Санкт-Петербург, Россия
- 2021 — "Ответ 42" в рамках Международного женского форума, Ледовый дворец "Кузбасс", Кемерово, Россия
- 2020 — “Реализм: вчера и сегодня. Искусство и правда”, филиал Русского музея в Малаге. Испания, Малага
- 2020 — “Художники и коллекционеры в Русском музее.Подарки.1898 - 2019. Избранное” Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
- 2019 — “Красота: ПЛЮС-МИНУС”, Центральный выставочный зал “Манеж”.
- 2018 — “Проект межрегионального сотрудничества в области современного искусства НЕМОСКВЫ”.
- 2016 — “Ковчег”, в рамках V Международной биеннале молодого искусства, Москва.
- 2016 — “Перемены”, галерея Ural Vision, Будапешт
- 2015 — “Россия. Реализм XXI века”, Государственный Русский музей, здание Бенуа, Санкт—Петербург
- 2014 — “Новее нового” в рамках Балтийской биеннале, Новый музей, Санкт—Петербург
- 2014 — “Строгость и красота”, Галерея Ural Vision, Екатеринбург
- 2014 — “Другая столица”, Музей Москвы, Москва
- 2014 — “Актуальный рисунок”, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
- 2014 — инсталляция “Ватерлиния”, в рамках параллельной программы биеннале “Манифеста10”, художественный фонд Риццорди, Санкт-Петербург
- 2013 — ИКОНЫ. Творческое пространство “Ткачи”, Санкт—Петербург, Россия
- 2011 - "Ворота и двери", Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
- 2010 — "АРТ Москва", галерея "Триумф", Москва
- 2010 — “Да здравствует молодая гвардия”, Ателье дю Вент, Ренн
- 2010 — Летний снег. Дом Луары и Шер. Блуа, Франция
- 2010 — “Герой нашего времени”, Московская международная биеннале “Стоп! Кто идет?”
- 2010 — “Футурология”, Центр современной культуры "Гараж", Москва.
- 2009 — Выставка, удостоенная премии Кандинского. Фонд Луизы Блуэн. Лондон
- 2009 — "АРТ Москва", галерея "Триумф", Москва
- 2009 — VIII Красноярская музейная биеннале, Красноярск
- 2009 — Фестиваль современного искусства "АРТ-завод", Екатеринбург (ГТСИ)
- 2009 — “Топология счастья”, Историко-архитектурный музей "Царицыно", Москва
- 2009 — “Русская красавица”, ГТСИ, Москва
- 2009 — Europe Art Fair 2009, Женева, Швейцария
- 2009 — Art Basel Selection, Базель, Швейцария
- 2008 — “Death.net”, Художественная галерея “Виктория”, Самара.
- 2008 — Галерея “White Space”, Лондон
- 2008 — Фестиваль современного искусства "АРТ-завод", Екатеринбург (GTSI)
- 2008 — АРТ-Москва, галерея "Триумф", Москва
- 2008 — Малый зал манежа “Перекресток”, Санкт-Петербург
- 2008 — “Память полей”, лофт-проект “Этажи”, Санкт-Петербург
- 2008 — Фестиваль современного искусства “Снегири”, Кемерово
- 2007 — “Самое новое”, Галерея "Ателье № 2", Центр современного искусства "Винзавод", Москва
- 2006 — Фестиваль современного искусства “Арт- Статус”, Кемерово
- 2006 — Первая биеннале современного искусства, Санкт-Петербург
- 2005 — Выставка конкурсных работ “Щелкунчик”, Выставочный зал Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова
- 2003 — "Работа года", Кемеровский союз художников, Кемерово
О ПРОЕКТЕ “ДРЕВО ЖИЗНИ”:
Основная цель выставки - показать специфику функционирования рисунка в современном российском искусстве. Основное внимание уделяется работам 1990-2000-х годов, но также представлены и более ранние материалы, в основном относящиеся к концептуализму. Выставка демонстрирует различные способы актуализации рисунка и техники рисования.
Замысел работы отражает недоверие современного художника к должной степени величия окружающего его пространства. Стремление к “великому” неизбежно приводит к элементу монументального искусства, организованного по классическим законам. Идея воплощена в жизнь, используя сюжет самого смелого творческого события в предполагаемой истории. Вавилонская башня - не подлинные каменные ступени древнего храма, а его мысленная конструкция - проникла в структуру памяти и языка как многомерный символ. Творческий акт возведения башни можно рассматривать как чистое стремление к величию. Превращение желания в действие порождает архитектурное великолепие, позволяя человеку упорядочивать природу в соответствии с правилами расположения опор и перекрытий. Создание башни (столпа) - это технологическое усиление человеческой цивилизации, и оно продолжается по сей день. Народы, институты, культуры и субкультуры, открытые и тайные общества равнозначны как элементы структуры, удаление одного из них провоцирует нестабильность головоломки. Олицетворение социальных реалий превращается в метафору процесса строительства, где каждый персонаж становится архитектурным блоком. Становится ясно, что сложенные в кучу кирпичи, которые сами по себе встают на свои места, могут и не подозревать о существовании Архитектора. Между тем Архитектор есть. На мгновение он предстает в роли художника, создающего виртуальную архитектуру. Масштаб и риск этого начинания намеренно высоки. Башня, начатая с энтузиазмом, превратилась в сооружение, замороженное из-за нехватки средств; грандиозное по своей полезности сооружение рискует превратиться в бесцельное столпотворение толпы. И вот, как напоминание о великом крахе великих идей, дух титанических фресок эпохи Возрождения неизбежно сопровождает здание. Рассматривая идею глобализации как метафору библейских сюжетов, автор использует стилистический прием, который по своим формальным признакам отсылает к эстетике Высокого Возрождения, для построения четкой композиционной структуры. Тела в этой работе сливаются одно с другим. Тело становится одновременно и живой материей, и неодушевленным предметом, фрагментом, головоломкой, деталью механизма, выходящего за пределы пространства холста. Анализируя эстетику классического изображения тела, автор тем самым исследует мотив, который в некотором роде напоминает момент создания последних скульптур Микеланджело из серии “Рабы” - это закрученные в спираль тела, где-то незавершенные, почти не высеченные из камня. В них можно заметить такой модернистский жест - тело одновременно есть и не является. Точно так же "тело" в "Корпусе II" становится своего рода рефреном и продолжением классической истории о человеке, его духе и борьбе. Период времени, участниками и наблюдателями которого мы являемся, - это время тектонических сдвигов концепций и парадигм, подобно эпохе Возрождения. Глобальные структуры поглощают идентичности, что приводит к унификации языков, образов, мировоззрений. Но можно ли избежать тотального уравнивания? может ли возникнуть компромисс между идентичностью и глобальным? могут ли сохраниться нации? Смешение и уравнивание кажутся неизбежными, но полифония всегда глубже и сложнее. Парадокс глобализации заключается в осознании идентичности. Башня не может быть достроена. Общее все равно превратится в частное.

Выставка актуального рисунка, 2014, Мраморный дворец, Русский музей

Выставка ”Космическая опера", галерея a—s—t—r—a, Москва, 2024
“Древо жизни - это сложный образ, который существует в различных культурах и является одним из монументальных символов жизни, планеты и всего живого. Кирилл Котешов переосмысливает этот образ в виде большой живописной инсталляции, охватывающей все пространство и полностью поглощающей наше визуальное восприятие. Монументальная живописная инсталляция, созданная в Русском музее для выставки “Актуальный рисунок”, действительно сочетает в себе монументальную живопись, которая практически превращается в настенную живопись. Рисунок выполнен настолько качественно, что создает ощущение работы старых мастеров, тем не менее, тема Древа жизни и ее воплощение Кириллом Котешовым остаются актуальными и сегодня. В работе Кирилла Котешова дерево образовано переплетенными фигурами людей, тела которых соприкасаются и соединяются друг с другом, создавая ощущение кроны дерева, монолитной массы, движущейся ввысь и объединяющей все предметы в единую связь. Тела лишены лиц, пола, индивидуальных особенностей, но они физически идеальны, совершенные и идентичные. Фигуры поддерживают друг друга, заставляют друг друга наклоняться, двигаться, принимать определенные позы - но все вместе они образуют единую цепь бытия, обретающую форму жизнь, массу, которая кажется неразрушимой”.
Кирилл Котешов
ИЗБРАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:



