ASTRA
галерея современного искусства
ASTRA
Open callДо 60 000ХудожникиStatementCollaboration
ASTRA
EN            

EXODUS

Алексей Морозов 
EXODUS
Пиза, Италия
21 Июля - 30 сентября 2024 г.

В Пизе при поддержке мэрии и Региона Тоскана проходит выставка Алексея Морозов (резидент галереи a—s—t—r—a ).

«EXODUS» - это вторая часть трилогии, над которой работает художник. 

Первая часть, «PONTIFEX_MAXIMUS», была представлена в Национальном Археологическом Музее Неаполя и в Москве, в ММОМА на Гоголевском бульваре, 12 в 2016-2017 году. 

Сейчас Морозов разворачивает очередное эпическое полотно в виде сетевой специфик-сайт инсталляции в исторической географии Пизы.

Древний город предстает сакральным пространством, на которое накидывается «сеть смыслов и высказываний». Интрузии художественных объектов в пространстве от Кьеза делла Спина и Палаццо Блу до Торре Гуельфа и Пьяцца деи Мираколи приглашают зрителя пройти путем Исхода современного человечества, вспоминая архаические забытые культы, библейские обетования, музыкальные нарративы Пуччини, пророческие тексты Чехова. Сам художник, родившийся в Средней Азии, в конечной точке анабасиса Александра Великого, в горной стране Кыргызстан, прошел свой жизненный путь в обратном направлении - от Востока к Италии (к полночному морю в преданиях тюрков и монголов).

Для творчества Морозова, помимо апелляции к неолитическим преданиям, античной греко-романской иконографии, характерны виртуозная скульптурная и живописная техника, близкая по паттернам к итальянской и французской пластике 16-17 века. 

Но, в первую очередь, художник известен своим ясным и глубокими концептуальными высказываниями, что, вкупе с мастерской изобразительной манерой, выделят его в поле современного искусства.

Проект представлен монументальными скульптурами и двумя выставочными площадками, разделенными на пространства, называемые «CASA» (*Дом ит.), по принципу алхимических практик: Дом обновления, Дом жреца, Дом птиц и Дом Анатома.

Для осмотра экспозиции необходимо проделать путь по набережной Арно (Lungarno), от Palazzo Comunale до Palazzo Blu и далеее, через церковь Santa Maria della Spina (шедевр ранней готики-жемчужина тосканского Архитектурного наследия начала XIII века) до Бывшей Крепости Гвельфов- Torre Guelfa и послений, но очень значимый пункт на Соборной площади напротив Баптистерия с видом на Падающую башню.

Начало осмотра - в лоджии Дворца комуны Пизы, где под сводчатыми, ренессансными потолками, формирующими особый «воздух», установлен «Pilonus» - пилон вантового моста из кортеновской стали, проросший бронзовыми портиками с Кариатидами. Для творчества художника вообще характерен этот органичный диалог техногенной и анатомической пластики, что делает звучание его художественного языка особенно актуальным и контекстным. Буквально через сотню метров по течению Арно, напротив красивейшего пизанского Palazzo Blu установлена вторая из четырех монументальных композиций, скульптура Морозова – Caryatid Metaphisical- обнаженная кариатида (высотой 3,5 метра), застывшая в экзистенциальном крике, обращена к древнему Арно. Над капителью (с иониками в эхине) обломок антаблемента- архитектурный элемент, который визуально крепко связывает скульптуру с окружающей архитектурой Пизанской набережной. Кариатида как воплощение женского начала в паре Аполлон- Артемида занимает важное место в творчестве Алексея, наряду с Куросом-воплощением Аполлона. И именно при входе в камерное пространство храма Chiesa della Spina, до которой необходимо пройти по набережной следующие 100 метров, зритель видит продолжение инсталляции в виде внушительной статуи «Kouros_iGneus». Трехметровая фигура возвышается над водами Арно на лаконичном постаменте в виде усеченной пирамиды.  В церкви художник развернул очень чистую по звучанию инсталляцию «Casa Metanoia» из двух холстов и четырех скульптур, экспонированных на специально спроектированных конструкциях, которые очень органично вписались в стройный, монохромный интерьер храма. Просмотр сопровождает саунд-композиция Федерико Де Робертиса (известнейший современный итальянский композитор). Алексей и Федерико сотрудничают с 2018 года. К следующей части экспозиции предстоит прогулка вдоль набережной до Torre Guelfa- памятнику фортификационной архитектуры самого начала XV века. На трех уровнях башни Морозов развернул три инсталляции: Casa Socerdotе, Casa degli Ucelli и Casa Anatomica.

Для завершения осмотра выставки необходимо пройти на Соборную площадь Пизы (туда, где падающая башня-колокольня). Напротив Баптистерия скульптор разместил композицию ERICIUS созданную, в 2016 году и впервые представленную в том же году в главном зале Неаполитанского музея.

Морозов Алексей

Скульптор, архитектор, член Российской академии художеств.

Родился в  1974 году. 

Скульптор, живописец, член президиума Российской академии художеств, чьи работы продаются на аукционах Sotheby's, Christie's и Phillips, находятся в частных и музейных коллекциях, таких как Государственный Русский музей, Музей Новой Академии художеств Санкт-Петербурга и др. Окончил факультет скульптуры МГАХИ им. Сурикова (1999).

Алексей начал творческую карьеру в начале 1990-х годов, приняв участие во II Биеннале современного искусства в Санкт-Петербурге, где стал обладателем одного из Гран-при выставки. Окончив институт, с 1998 года в течение года жил в Провансе, где изучал французскую скульптуру XVI-XVIII веков и практиковался в работе с терракотой. 

После возвращения в Россию Морозов долгое время сотрудничал с основателем Новой академии изящных искусств, являлся участником творческого движения «Новых серьёзных», консервативного крыла неоакадемизма. Проводил персональные выставки в Санкт-Петербурге, Москве и Италии, принимал участие в международных художественных ярмарках.

В декабре 2011 - январе 2012 года в Мраморном дворце Русского музея прошла его крупная персональная выставка Antologia. 

В июле 2013 года он был назначен директором Московского государственного академического художественного училища памяти 1905 года. Под его руководством начались реконструкция и обновления училища, открыто новое отделение скульптуры, создана кафедра анатомии для подготовки специалистов по пластической анатомии, введены программы итальянских практик для студентов. 

“На протяжении всей творческой карьеры Морозов последовательно создает огромный арт-универсум, переосмысливающий греко-римское классическое наследие в контексте современности. По мнению художника, возможности пластического языка греческой и римской скульптуры, столько веков продолжавшего питать европейскую цивилизацию, далеко не исчерпаны и по-прежнему могут служить основой для создания произведений с актуальным авторским посланием. Морозов использует классическую иконографию, но снимает ее исторические смыслы и коннотации, придавая идеальным формам провокационное содержание современности. Скульптуры произведены в Пьетрасанте, Италия, с использованием технологий, основанных на древней традиции ручного мастерства.” МОММА

Алексей Морозов живет и работает в Лукке, Италия.

ИЗБРАННЫЕ ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ:

  • 2024 — EXODUS, Пиза, Италия
  • 2024 — Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703», галерея a—s—t—r—a, Манеж, Санкт-Петербург, Россия
  • 2024 — «Античность. Система координат», Медиацентр Зарядье, Москва, Россия
  • 2024 — «Вы находитесь здесь. Всегда. Сегодня. Послезавтра», Музея Транспорта Москвы, Павильон №26 "Транспорт СССР», ВДНХ, Москва, Россия
  • 2024 — Ярмарка |catalog| апрель, a—s—t—r—a галерея, Москва, Россия
  • 2023 — Ярмарка |catalog| декабрь, a—s—t—r—a галерея, Москва, Россия
  • 2023 — Cosmoscow, a—s—t—r—a gallery, Москва, Россия
  • 2023 — Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703», галерея a—s—t—r—a, Манеж, Санкт-Петербург, Россия
  • 2022 — «Сады искусств. Метаморфозы», Музей-усадьба “Архангельское”, Москва, Россия
  • 2022 — Art-Rizzoma, Катанзаро, Италия
  • 2018 — La rondine, Лукка, Италия
  • 2018 — Passo sospeso, Лукка, Италия
  • 2017 — «PONTIFEX_MAXIMVS/ le stanze", Арт-проект Алексея Морозова. ММОМА, Москва
  • 2016 — «PONTIFEX_MAXIMVS", Арт-проект Алексея Морозова. Museo Archeologico Nazionale di Napoli, Неаполь
  • 2015 — »АНТРОПОМАХИЯ", арт-проект Алексея Морозова. Istanbul Contemporary, Стамбул
  • 2015 — «PONTIFEX_MAXIMVS_preview", Арт-проект Алексея Морозова. 6-я Московская биеннале современного искусства. ВДНХ, Москва
  • 2015 — «АНТРОПОМАХИЯ", Арт-проект Алексея Морозова. Cosmoscow, Москва
  • 2015 — «Cantata_iTunes", Арт-проект Алексея Морозова. Гомофарбер, CAV, Пьетрасанта, Италия
  • 2014 — «MOROSOV_MMXIV", галерея "Наследие", Москва
  • 2013 — «ART-STAGE" 11.12 Gallery, Сингапур 
  • 2013 — «КАРИАТИДА СУПЕРСОНИКА" M&O, Париж 
  • 2013 — «КАРИАТИДА СУПЕРСОНИКА" Площадь Бра, Верона
  • 2012 — «СЕРЕНИТАС" Арт Москва. Скульптура Алексея Морозова из частных коллекций, Москва
  • 2011-2012 — «АНТОЛОГИЯ" Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • 2010 — «БАЗИЛИКА" Искусство Москва. Галерея "Триумф", Москва
  • 2009 — «PRAETORIA X" Искусство Москва. Галерея "Триумф", Москва
  • 2007 — «MOROZOV MANUFAKTURING" Московская всемирная ярмарка изобразительного искусства. Манеж, Москва
  • 2006 — «ЭРИХО" Московская всемирная художественная ярмарка. Манеж, Москва
  • 2004 — «КОНСТАНТИНОПОЛИС" ARTPLAY, Москва
  • 2003 — «Классика крафт-деко" Галерея Д137, Санкт-Петербург
  • 2003 — «Крафт Деко Академик" Новая Академия, Санкт-Петербург
  • 2002 — «MAGOS», Виченца, Италия
  • 2000 — «MITRA SUPER" совместно с Новой Академией. Манеж, Москва
  • 1992 — «II Биеннале современного искусства" Охтинский выставочный зал Союза художников, Санкт-Петербург

«...Работы Алексея Морозова - это своего рода мост между традиционными (и парадоксально привлекательными) идеями скульптуры, гармоничными и прозрачным; и современными идеями скульптуры, которые являются концептуально-аналитическими и полемическими по своему характеру...» Александр Боровский, искусствовед, куратор, руководитель отдела современных тенденций, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург/Россия

"...Интегрируя его и направляя его переход к современной иконографии, не отступая от иератического характера исторического значения.Интегрируя его и направляя его переход к современной иконографии, не отступая от иератического характера исторического значения.
Бронза, как и другие «классические» материалы, облегчает этот тип экспериментов, иконографического «перехода» и интеграции между ручным трудом и технологическим вмешательством.
Морозов, как уже упоминалось, навязывает синкретическую стратегию, также применяемую к использованию материалов, сочетая «классические» средства массовой информации с технологическими материалами промышленного характера, о чем свидетельствуют выставленные работы...» Алессандро Романини, искусствовед, президент научного комитета Фонда Рагьянти Лукка/Италия

"...Алексей Морозов обращается к многочисленным и разнообразным традициям, соединяя лингвистические и иконографические источники - поддерживая баланс между сцеплением и иронией и инсинуируя смелыми и неожиданными "отвлечениями" - с интенциями, знаками и темами явно современного характера, одновременно заставляя нас задуматься о необходимости, неоднократно проявлявшейся на протяжении истории, избирать прошлые модели и выражать себя...". Паоло Джулерини, куратор, директор Неаполитанского национального археологического музея, Неаполь/ Италия)

О ПРОЕКТЕ APPROPRIATION (Апроприация). 

Цикл трех серий работ из проекта EXODUS:

1. METOPE- живопись.

2. HDV (heavy duty vehicle)- скульптура.

3. Nuovo Marmo (новый мрамор).               

Проект APPROPRIATION - это размышления художника о заимствовании путем метафизического замещения эстетических и этических категорий, происходящих в современном социуме. Прагматический “Modus Operandi” актуальной цивилизации не оставляет места для стилизации и рефлексии в культурном дискурсе. Законы глобального маркетинга и концепция устойчивого развития фундаментальным образом влияют на восприятие визуальных образов зрителем начала XXI века.         

Метопы дорического ордера - это ли не карточки «Polaroid»? Или желтая панель карьерного грузовика, исполненная в традициях эллинистической пластики? А мрамор каррарских карьеров мимикрирует под винил и силикон. Все это имеет неоспоримое право на существование в мире «максимы» прагматизма.

Выставка EXODUS, Пиза, Италия, 2024

ИЗБРАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:



Работы


New_Marble
Морозов Алексей

New_Marble, 2024

Synthetic lithography - giclee printing, archival paper HAHNEMUHLE, DIBOND
120 x 120 cm
Newbie_III из проекта A.L.Archive
Морозов Алексей

Newbie_III из проекта A.L.Archive, 2024

Синтетическая литография- жикле печать, архивная бумага HAHNEMUHLE,DIBOND
120 х 120 см
Metope_II_PLRD
Морозов Алексей

Metope_II_PLRD, 2023

Холст, масло
40,5 х 40,5 см
Купить в 1 клик
Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями Публичной оферты и Политики конфиденциальности.