ASTRA
галерея современного искусства
ASTRA
Open callДо 60 000ХудожникиStatementCollaboration
ASTRA
EN            

Надкультурный Абсолют или чувственное исследование времени

куратор Александр Корытов

ЦСИ «Винзавод», подъезд н8

открытие 21 октября 2025 г.

21.10 — 05.12.2025

21 октября в галерее современного искусства a—s—t—r—a состоится открытие персональной выставки Михаила Крунова «Надкультурный Абсолют или чувственное исследование времени».

Выставка Михаила Крунова в галерее a—s—t—r—a — это движение, путешествие через макро и микро миры, где наука, философия и искусство сливаются в единый исследовательский метод. Художник принадлежит к редкой традиции сайнс-арт, где эстетика связана с научной, интеллектуальной программой. Он видит своей задачей романтизацию и продвижение научных достижений, описывающих мироздание.

Михаил работает с идеями русского космизма от Николая Федорова, Константина Циолковского и Владимира Вернадского. Центральный нарратив выставки — идея сверх причинности существования Вселенной. «Циолковский рассматривал Бога и науку как взаимосвязанные понятия, не противоречащие друг другу. Для меня это не эстетическая и художественная работа - это Путь, духовная практика, надкультурный Абсолют”, говорит художник. 

В первом зале представлены живописные полотна, визуализирующие процессы ядерных реакций при формирование звезд. Основой для визуализации, художник выбирает теорию бесконечности и математическую модель множества Георга Кантора (1882). Канторово множество описывает иерархическую организацию природных систем: человеческих родов (по Федорову) и демографических популяций, кровеносных систем, устройство ДНК и нейронных сетей. Холсты картин, созданных в технике классической многослойной масляной живописи, построены по схеме нуклеарного деления.

Во втором зале представлен проект новых атомарных форм организации материи с уникальными свойствами. Художник обращается к геометрической мозаике Роджера Пенроуза - лауреата Нобелевской премии по физике 2020 года (открыта в 1978 году). Речь идет о созданных синтезированных на Земле (1982) квазикристаллах, во внутренней атомной организации которых порядок и хаос сосуществуют одновременно. Квазикристаллы породили ряд удивительных изобретений в материаловедении будущего и явились творческим источником для структуры произведений. 

Третий проект посвящен современной космологии и гипотезам о мультивселенных астрофизика Джона Риса. Ученый признал - пусть даже косвенно, что существует разум несравненно мощнее человеческого. Константин Циолковский писал о том, что “жизнь во Вселенной вечна и бесконечна, она развивается бесконечно разнообразными формами на бесчисленных мирах”. Мультивселенные художник изображает в виде атомных решеток, выстроенных по принципу плетения ткани или радиальными множествами Кантора.  

Надкультурный Абсолют связывает атомарное, социальное и космическое в единую систему. Человек в этой системе находится в центре между микро и макро мирами. Эта идея выражается в минималистических пейзажах с ландшафтными структурами нашей планеты и посвящением ученым.

Выставка предлагает зрителю не пассивное наблюдение, а погружение в процесс постижения строения Вселенной — от атома до космических звездных туманностей,  и от науки — к Абсолюту.

Крунов Михаил

Михаил Крунов, представитель поколения, пришедшего на смену нонконформистов- шестидесятников. Закончил художественно-графический факультет педагогического института в Москве (1984). Ученик Алексея Каменского (1927-2014) и Юрия Злотникова (1930-2016). Выставочную деятельность ведет с 1979 года в России, Европе, Америке, Индии, Китае.

«Новая дверь в искусство начинается с нового поиска границы этого сада.  Ее видение происходит приблизительно так, как Вернадский увидел свою биосферу. Создать свой язык, свой метод для выхода за границу необходимо. Например, язык перспективы: Египет изображал пейзажи в виде схем, карт. Линейная начинается с Джотто. Раушенбах и его последователи начали анализ перспектив отдельных мастеров. И он пришел к тому, что у каждого свое видение пространства. То есть сад открывается каждому по-своему».
— Михаил Крунов, художник

Художник, представитель поколения, пришедшего на смену нонконформистов- шестидесятников. Закончил художественно-графический факультет педагогического института в Москве (1984). Ученик Алексея Каменского (1927-2014) и Юрия Злотникова (1930-2016). Выставочную деятельность ведет с 1979 года в России, Европе, Америке, Индии, Китае.

В 1980-х начал профессиональную работу с палитрой дымчатых серых и белых оттенков в жанре пейзажа, развивая идеи эскапизма и минимализма в живописи. Пейзаж в видении Крунова приобретает признаки обобщения с горизонтальными холмами, парками, перспективами. В это время художник разрабатывает технику многослойной живописи и добивается растушевки границ изображения и пастозности в структурах мазков. С точки зрения эмоционального, чувственного, содержания картин художника в этот период увлекает передача вдумчивых настроений и эффекта медитативных практик индийской йоги.

В 1990-х Крунов работает, формируя свою сакральную символическую палитру на научных идеях В.И. Вернадского, Н.В. Федорова. Он пишет образы человеческих фигур и птиц, эта серия работ была представлена художником в итальянском городе Падуя. С 1996 года Крунов - член президиума российско-индийского общества дружбы, основанного индологом и писателем Сенкевичем А.Н. Основными направлениями работы становятся организация художественных, литературных проектов и экспедиций в России, Индии, Франции.

Ключевой выставкой (1989) художник считает персональный проект в центре биологических исследований в городе Пущино на реке Ока, где общение с крупными российскими учеными биологами повлияло на творческое мировоззрение и стало началом новой геометрической серии работ “Генетический Код”. В 2000-х художественный метод Крунова - это аналоговая абстрактная живопись в классическом медиуме холст-масло.

Концептуальная доктрина художника в 2000-х была сформирована ведической идеей о циклах Кальпы - системы исчисления времени во Вселенной. Под влиянием практики йоги и  восточной философии Художник начинает проект «Цикл Кальпы», в который пишет визуализацию циклического движения времени. При этом цветовые композиции в живописи показаны как обширные эпохи: золотой век, серебряный век, бронзовый век, железный век (Кали-Юга, 432 000 лет) существования человечества.

С точки зрения искусствоведения в 2025 году художник существует, как часть сайнс-арт традиции. Близкие фигуры - Вячеслав Колейчук (1941-2018), Франциско Инфанте (1943), Александр Панкин (1938-2020), Михаил Чернышов (1945). С 2020 года, вместе с куратором Александром Корытовым,  работает над популяризацией концепций русского космизма, открытий в области физики элементарных частиц и новых материалов.

С 2000 по 2020 Крунов работает с русским искусством на европейском и русском рынках в качестве арт-директора Nadya Brykina galley в Цюрихе и Москве. В результате работы галереи плеяда важных русских художников нонконформистов 60-70-х годов становится известной и собираемой среди европейских коллекционеров.

В 2020-х с художником работают галереи Nadia Brytkina (Цюрих), Музей Нонконформизма (Москва), галерея ULM (Москва), фонд Prometeus (Москва), галерея JART (Москва), галерея a—s—t—r—a (Москва).

С 1979 года Михаил Крунов представлял свои работы на московских, региональных и зарубежных выставках (Польша, Англия, Турция, Италия, Израиль, Индия, Новая Зеландия, Корея).

Работы находятся в институциональных собраниях:

  • Государственный русский музей, Санкт-Петербург 
  • Музей Нонконформизм, Москва 
  • Nadja Brykina Gallery, Цюрих
  • Министерство культуры России, Москва
  • Фонд Всероссийской дирекции выставок
  • Музее Современного искусства, Москва 
  • Музей «Чивико» (Италия)
  • Музей М. Шагала (Витебск)
  • Фонд Sara Vinits Foundation
  • Театральный музей им. Бахрушина
  • Собрание Георгия Костаки, Греция, Салоники 

Частные собрания: 

  • Собрание Екатерины и Вильяма МакДуглл (Лондон, Великобритания)
  • Haner Urs  (Цюрих, Швейцария) 

ИЗБРАННЫЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ:

  • 2025 — «Надкультурный Абсолют или чувственное исследование времени», a—s—t—r—a галерея, Москва
  • 2022 — «Арифметическая комбинаторика», Москва 
  • 2018 - 2019 — «Поверхность», Галерея Нади Брыкиной, 2015 — в представительстве аукционного дома МacDougall’s  “арифметическая комбинаторика”
  • 2008 — Персональная выставка Крунов Михаил, Nadia Brykina Gallery, Цюрих, Швейцария
  • 1993 — Крунов Михаил Персональная выставка  Дом ученых г.Пущино, Россия
  • 1990 — Персональная выставка галерея Изограф.
  • 1991 — Персональная выставка галерея  Лез Ореад

ИЗБРАННЫЕ ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ:

  • 2021 — «Ни малейшего признака торопливости», галерея JART, кураторы Светлана Керро, Александр Корытов, Москва
  • 2019 — «25 лет в нонконформизме. Выставка в честь создания Фонда Нади Брыкиной», Галерея Нади Брыкиной, Москва
  • 2017-2018 — «Коллекция», Галерея Нади Брыкиной, Москва
  • 2016 — «Формула формы», ЦДХ, Москва
  • 1991 — «Седьмое триеннале», Академия Лалит Кала, Дели
  • 1991 — «АРТ МИФ 2.», Московская международная художественная ярмарка, Центральный выставочный зал «Манеж», Москва
  • 1990 — «НТР в изобразительном искусстве», Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
  • 1990 — «Советско-Британская групповая выставка», ЦДХ, Москва
  • 1990 — «Истоки. Акция», выставка по городам Cредиземноморья, Турция, Италия, Израиль
  • 1990 — Биеннале «Азия-Европа», Анкара
  • 1990 — «Живопись на бумаге», Москва, Лондон
  • 1989 — «Андреенков, Бородин, Крунов», Падуя, Италия
  • 1989 — «Экология-89», 1-я международная выставка-манифестация, Варшава
  • 1988 — «Всесоюзная молодежная выставка», Москва
  • 1988 — «Натюрморт и интерьер», Ленинград
  • 1984 — «Весенняя выставка московских художников», Москва
  • 1983 — «Мы за мир. Весенняя выставка московских художников», Москва
  • 1982-1988 — 14-18-я Молодежные выставки, Москва

ИЗБРАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:



Работы


Мультивселенная
600 000 ₽
Мультивселенная
500 000 ₽
Мультивселенная
500 000 ₽
Мультивселенная
500 000 ₽
Купить в 1 клик
Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями Публичной оферты и Политики конфиденциальности.