ASTRA
галерея современного искусства
ASTRA
Open callДо 60 000ХудожникиStatementCollaboration
ASTRA
EN            

Хроники Внутренней Природы

solo show Виталия Барабанова

куратор Дарья Ярцева

ЦСИ «Винзавод»
4-й Сыромятнический пер., 1/8, стр. 9

24.10 — 26.11.2023

 

"Событие превращается в память о нем молниеносно, а следовательно ухватить реальность практически невозможно: она сразу начинает обрастать фантазией, миражами, желанием — тем, что неразрывно связано с личностью. Искусство — это тоже лишь след некогда бывшего «здесь и сейчас», поэтому настоящее доступно нам лишь в моменте. Тем не менее, художник всегда обеспокоен стремлением ухватить и передать течение жизни, именно в этом рождается его творческий путь: в поиске форм, наиболее точно отражающих впечатление. Не зря этимологически слово «художник» в древности означало «того, кто оживляет».

«Хроники внутренней природы» — это результат четырехлетнего пути, в котором эксперименты с формой идут в сцепке с внутренними переживаниями художника. Проект представляет собой несколько серий, в которых можно проследить эволюцию самого формального подхода: от деконструктивистских графитовых и карандашных листов из «Perfect decay» 2019 года, через практически полностью смытые акварельные пейзажи 2021-го, к драматичным абстрактным листам 2022-го. Именно на этом пути художником был открыт концепт «внутренней природы». В новой серии почти что монохромов изначальный пейзаж также трансформирован или смыт, реальное превращается в абстрактное, проблема «фигура-фон» окончательно уходит, словно стираются сами бинарные оппозиции. Человеческая память сомнамбулична и туманна так же, как и неясные очертания красочных пятен, а смывка слоев показывает ее буквальное стирание под воздействием времени и происходящих событий.

Абстракция Виталия Барабанова становится таким образом еще и документацией самой истории, в которой слышится шепот переписанных полотен, утраченных фресок. Любопытно, как через этот распад изобразительности с нами разговаривает и история искусства. Даже в личном переходе от академизма к современной живописи художник через себя и свой опыт проживает общее. При этом это проживание сугубо индивидуально. В нем отражаются события недавней истории и личных переживаний, которые начинают проявляться в самих материальных артефактах: палитра приобретает кричащие краски, бумага рвется под воздействием спиртовых чернил, в золотом свечении теплится надежда. Надрыв, драма, любовь являют себя через материю, ту же природу. И явление это должно быть максимально честным, сублимированным — именно поэтому каждая работа создается в один день. Так существует, «дышит» психологическое в изначальном смысле душевного (ψυχή). Война и любовь, горы и леса — были или кажутся — не важно, они уже навсегда часть твоей собственной природы, которую ты взращиваешь в условиях, где все друг на друга влияет, где все едино.

Природа естественна и органична, поэтому художнику важно создавать самодельные краски, использовать натуральные материалы, мимикрируя под природу, воспроизводя ее. Так же чутко и вдумчиво работали и русские авангардисты-органики во главе с Михаилом Матюшиным и Еленой Гуро: природа для них была основой любого опыта, ее поэтика питала их искусство. Именно поэтому авангард так тесно связан с формализмом — обретение собственного стиля и приема непредставимо без бесконечного поиска и каждодневных штудий. Для создания работ Барабанов использует лишь три базовых цвета, смешивает из них все остальные, позволяет краскам свободно течь и взаимопроникать друг в друга, подтверждая, что даже техника (вспомним цвета мониторов RGB, фракталы цифровых схем) укоренена в природе, учится у нее.

Создавая многослойные работы из рисовой бумаги, смешивая цвета, смывая изначально реалистические пейзажи, низводя их до абстракции, художник добивается эффекта туманного наслоения воспоминаний о местах, в которых он, возможно, никогда и не был. Так центральным пейзажем становится сам внутренний мир, который растет, ширится, а также лелеет надежду о том, что после смывки старого проступит свет нового начала. Драма истории, зафиксированная в ее распаде, всегда оборачивается витком внезапного, удивительного и живого. Остается лишь подумать о том, как их приблизить".

– Анастасия Хаустова

Публикации о выставке:

INTERIOR+DESIGN — Медитативные исследования внутреннего я в работах Виталия Барабанова

АФИША — Виталий Барабанов. Хроники Внутренней Природы

U magazine — Виталий Барабанов — о персональной выставке «Хроники внутренней природы», «живых» работах и творческом пути

NOW — Основательница галереи a—s—t—r—a Алина Крюкова и художник Виталий Барабанов о новой выставке и современном галерейном бизнесе.

BURO 24/7— "Хроники внутренней природы". 

Design Mate — Персональная выставка Виталия Барабанова "Хроники внутренней природы"

Маевка 27 — Галерея a—s—t—r—a  представила персональную выставку Виталия Барабанова

Большой Город — Выставка "Хроники внутренней природы"

Forbes — Выставка Виталия Барабанова "Хроники внутренней природы" в галерее a—s—t—r—a 

BURO. — В галерее a—s—t—r—a стартует выставка Виталия Барабанова "Хроники внутренней природы"

 

 

Барабанов Виталий

На разных этапах своего творчества Виталий Барабанов обращался к самым разным техникам: используя автоматическое письмо, фиксировал образы из виртуальной реальности, привлекал животных для создания произведений искусства, экспериментировал с пигментами и текстилем. 

Родился в 1986 году в Загорске. Живет и работает в Москве. Окончил АХПУ им. Васнецова (2001-2005), Московский художественно-промышленный университет им. Строганова (2006-2011) и Институт БАЗА (2014-2016). Участник artist-run space Центр «Красный» (2015-2017). 

На разных этапах своего творчества художник обращался к различным техникам: используя автоматическое письмо, фиксировал образы из виртуальной реальности; привлекал животных для создания произведений искусства; эксперименты с пигментами и текстилем. Виталий использует различные медиа, сохраняя основной фокус на исследовании возможностей живописи и графики, с особым вниманием к природным аспектам.

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ:

  • 2023 — "Хроники Внутренней Природы", a—s—t—r—a gallery, Москва
  • 2022 — «Сады Нарциссов», галерея «Наковальня», Москва 
  • 2021 — «Make garden great again”, Shilo gallery, Blazar 
  • 2021 — «Perfect decay”, Shilo gallery, Cube Moscow 
  • 2017 — «Красные гвоздики», центр Красный, Москва
  • 2017 — «Красный. 2.0», Центр «Красный», Москва
  • 2017 — Plastic Cultura, Osnova галерея, Москва
  • 2016 — «Красный 1.0», Центр «Красный», Москва
  • 2016 — «Практики пленэра», Osnova галерея, Москва
  • 2015 — «Красный. 0.5», Центр «Красный», Москва
  • 2012 — «Супрематизм в контуре», ДОМ, Москва.

ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ:

  • 2023 — Ярмарка |catalog|, a—s—t—r—a gallery, Москва
  • 2023 — Cosmoscow, a—s—t—r—a gallery, Москва
  • 2023 — Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703», галерея a—s—t—r—a, Манеж, Санкт-Петербург
  • 2022 — «Мифы и случайные встречи», Ural vision gallery, Екатеринбург 
  • 2021 — «Живое вещество», государственная Третьяковская галерея на Крымском валу, Москва
  • 2021 — «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена», музей современного искусства Garage, Москва
  • 2021 — «Метапауза», ДК Громов, Санкт Петербург
  • 2021 — «Выбор коллекционера ШиК», Всероссийский музей декоративного искусства, Москва
  • 2020 — Специальный проект Московской молодёжной биеннале «Группа поддержки», Cube, Москва
  • 2020  — «Весна которой не было», Шар и Крест, Москва 
  • 2019  — «В гостях у Валеры» OZON gallery, CUBE Москва
  • 2018 — «Дарья Кудинова и Виталий Барабанов», галерея Osnova, Москва
  • 2017 — «Cosmoscow”, специальный проект, гостинный двор, Москва
  • 2017 — В рамках Стамбульской Биеннале «Picture of nothing», PG Art gallery, Стамбул
  • 2017 — «Прозрачные границы», Центр Красный, Москва
  • 2017 — «Ура Скульптура», Манеж, Санкт-Петербург
  • 2016 — «Психо», Фабрика, Москва.
  • 2016 — «Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2015», Красноярск. 
  • 2016 — «Политика хрупкости», галерея «На Шаболовке», Москва
  • 2016 — «Сырое/Вареное», Специальный проект 5 биеннале молодого искусства ММСИ, Москва
  • 2016 — «Передвижной музей одной картины», Галерея «Беляево», Москва
  • 2015 — «Ура Скульптура», Винзавод, Москва
  • 2015 — «Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000-2015», Гараж, Москва
  • 2015  — «Грязное бельё», Центр «Красный», Москва
  • 2015 — «Манифест. Пульс 2», Малый манеж, Санкт-Петербург
  • 2015  — «На карантине», Центр «Красный», Москва
  • 2015  — «Делай Медиум», Музей Москвы, Москва
  • 2015  — «Голоса», Центр «Красный», Москва
  • 2015 — «Футуристическая мимикрия», Домик Чехова, Москва
  • 2015  — «Бомба», Центр «Красный», Москва
  • 2014 — «Манифест. Пульс 1», Малый Манеж, Санкт-Петербург
  • 2014 — «До и После», IV Московская биеннале молодого искусства, галерея «Туннель», Москва
  • 2014 — «Бойс, Йозеф Бойс, Мой Бойс», РМСИИ, Ростов на Дону
  • 2012 — «Открытое письмо» паблик-арт акция, Музеон, Москва
  • 2012 — «Стратегический проект» III Московской биеннале молодого искусства, ММСИ, Москва
  • 2011 — «В стиле Малевича», Москва, ДОМ
  • 2010 — «Артзонд», Малый манеж, Санкт-Петербург

«Всё началось, когда в 2018 году я параллельно с экспериментами по созданию «живого произведения» и «живописью действия» начал работать непосредственно с изобразительностью. В результате этих поисков в 2021 родился проект «Perfect decay”. Здесь я исследовал взаимосвязь своих психоэмоциональных состояний и памяти о местах, где я был, и куда время от времени, как бы возвращаюсь в своем воображении. В этих «путешествиях», я пытался вслушиваться в меняющиеся состояния природы и хотел ощутить одновременно ее цикличность и непостоянство. Это в результате привело к «распаду» изображения, невозможности зафиксировать его устойчивое состояние. Собственно, на основе этой работы, я стал пробовать называть «природой» свою внутреннюю реальность. Здесь для меня принципиально важно подчеркнуть, что создавая изображения, я работаю исключительно с пространством «внутреннего» –  территории, где только и возможна встреча воображения с памятью. Непосредственно поэтому, я намеренно не прибегаю к переносу изображение на холст с фотографии. Я считаю, что фотография – это мертвая натура, всего лишь момент, остановленный затвором камеры, тогда как моей целью в проекте Perfect Decay – было ухватить и представить зрителю сам процесс, с присущей только ему динамикой.

Позже, уже в проекте «Make garden great again” я сформировал понятие «Сада», как свой внутренний автопортрет, в каждый день, когда создавалось произведение, где я рассматривал своё состояние через фрагмент пейзажа или даже растения. По законам медиума в проекте, каждая работа начатая в один день- обязательно должна быть законченна в тот же день, чтобы запечатлеть мою «внутреннюю природу» и психоэмоциональное состояние в этот день. Сейчас «Сад» представляет собой некий конструкт из разных фрагментов пейзажей, которые я соединяю в «идеальную природу», которая передаёт моё состояние в процессе создания.» 

цитата Виталий Барабанов, художник

"Прежде всего, я считаю что путь художника- это очень большой, системный, каждодневный и последовательный труд. Один из моих учителей, говорил, что труд художника больше не физический, а умственный. Но хотелось бы сказать, что и физическая составляющая труда тоже громадная. Сложно рассуждать про свой творческий путь, так как я считаю что хорошего художника нужно рассматривать спустя 20-30 лет его творчества, где последовательно видны его этапа творчества, методология работы и смена медиумов. Хотя я и рисую, наверное лет с 4-5 постоянно, окончив художественную школу, художественное училище, Академию и Институт современного искусства, изучив разные Техники и методы работы, считаю осознанное начало пути Современного художника с 2014 года. Именно с 2014 года я стал иметь доход от своих произведений. Но, я думаю, что с момента поступления в художественную школу, я уже понял что буду художником. Помню, мой первых учитель сказал, увидя моё рабочее место в студии- Ну вы посмотрите, у всех порядок и всё лежит на своих местах, а у Барабанова какой то только ему понятный порядок и хаус- наверное он будет настоящим художником. 

...Меня вдохновляет очень много гениев. В основном это художники изучающие и экспериментирующие с живописью: Малевич, Матисс, Моне, Бюрен, Ротко, Мерету, Поллок, Дойг, Хокни, Врубель. Из художников работающих с другими медиумами- очень нравятся Ханс Хааке и Пьер Юиг."

Виталий Барабанов в интервью для журнала "Объединение"

Проект "Perfect Decay"

"На разных этапах своего творчества Барабанов обращался к самым разным техникам: используя автоматическое письмо, фиксировал образы из виртуальной реальности, привлекал животных для создания произведений искусства, экспериментировал с пигментами и текстилем. Но на настоящий момент его авторские поиски сконцентрированы вокруг экспериментов с возможностями живописи и графики.

В проекте Perfect Decay Барабанов исследует взаимосвязь своих психоэмоциональных состояний и памяти о местах, где он некогда был, и куда время от времени возвращается в своем воображении. В этих «путешествиях» художник особенно чутко вслушивается в меняющиеся состояния природы, пытается ощутить одновременно ее цикличность и непостоянство. Что в результате логично приводит к «распаду» изображения, невозможности зафиксировать его устойчивое состояние. Поскольку «природа» как цельное понятие, устоявшееся c XIX века, в наши дни дискредитировано, Барабанов предпринимает попытку назвать «природой» свою внутреннюю реальность, и тем самым оставляя право давать чему-либо название за самим художником. В этом смысле для автора принципиально важно подчеркнуть, что создавая изображения, он работает исключительно с пространством «внутреннего» –  территории, где только и возможна встреча воображения с памятью. Именно поэтому Барабанов намеренно не прибегает к переносу изображение на холст с фотографии. Ведь  фотография – это мертвая натура, всего лишь момент, остановленный затвором камеры, тогда как цель художника в проекте Perfect Decay – ухватить и представить зрителю сам процесс, с присущей только ему динамикой.

Текст Андрея Мизиано

Проект "Сады Нарцисса"

"Виталий Барабанов на протяжении всей своей художественной биографии последовательно изучает возможности живописи. Однако решением проблем цвета и композиции он не ограничивается. На разных этапах своих творческих поисков Барабанов прибегал к автоматическому письму, «траспонированию» образов и изображений, рожденных в виртуальной реальности, экспериментам с природными пигментами и текстилем, и даже вовлекал в процесс создания произведений домашних животных.

Настоящий проект Барабанова органично выходит из предыдущего, который был посвящен исследованию «внутренней природы человека». Художник создал ряд пейзажных работ, которые при всей своей кажущейся классической на уровне жанра форме являлись автопортретами, составленными из фрагментов воспоминаний автора.

«Сады Нарцисса» унаследовали от упомянутой серии в первую очередь визуальный язык и отчасти форму, тогда как содержание и критический фокус поменялись радикально. В этот раз Барабанов использует пейзаж как самый любимый и кажущийся ясным и понятным для массового зрителя жанр. Делает он это, вне всяких сомнений, намеренно, иронично потакая общественному запросу на «легкое искусство», но при всем при том заходя еще дальше, создавая свои пейзажи поверх зеркал. Ни для кого не секрет, что заметная часть аудитории современных музеев — это люди, пришедшие не для того, чтобы посмотреть выставку, изучить заложенные в нее художником и куратором идеи, а чтобы лишь задействовать размещенные в залах произведения искусства как задник для фотосессии.

Однако нельзя сказать, что Барабанова занимает исключительно сложившаяся в наше время проблема «(не)смотрения» на искусство, становящееся в таких обстоятельствах не более чем декоративной подложкой для чьей-то саморепрезентации в сети. Так как в конечном счете, если в ДНК самой работы изначально заложена возможность подобного рода интеракции между субъектами, то смысл, рождающийся в ходе запрограммированного взаимодействия, выходит за пределы односложной игры в поддавки и заставляет задуматься о вопросах иного порядка. Главный из которых: «зачем человек в цифровой век все еще испытывает необходимость наблюдать природу, и почему форма пейзажа остается непреходящей?".

Текст Андрея Мизиано

Реликварий органической живописи

Проект продолжает «эксперименты» автора по созданию «живого» произведения в соавторстве с природой. Для меня очень важно в живописных практиках использовать связь natura и cultura. То есть создание произведений, не отделяя себя от природы и даже часто внутри неё самой. Проект исследует возможность создания нового «тела» и новой «кожи» картины с помощью свойств коллектива по Латуру (сочетание человеческого и нечеловеческого, а также новый тип акторов). 

Холсты представленные в проекте производятся с помощью помещения натуральных тканей в сосуды для выращивания комнатных растений (кашпо), где негрунтованный холст является почвой для «выращивания» живописи. Художник поливает «почву» растворами пигментов и разными связующими. «Уход» за «почвой» может длиться как от нескольких дней так и до нескольких недель. После того, как художник считает произведение законченным, холсты достаются из сосудов. После сушки они натягиваются на специальные подрамники, чьи формы добавляют сакральности произведению.

Важным является размер холстов больше человеческих, аппелируя к activ painting и абстрактному экспрессионизму.

Из некоторых частей «выращенных» холстов создаются «мозаики», где сшиваются произведения из разных фрагментов тканей. Мозаики могут напоминать также готические витражи с использованием фрагментов супрематический элементов.

В первой части инсталляции представлены холсты, которые выстраиваются в галерею-коридор, который ведёт к «алтарю». Коридор варьируется по размеру и имеет только один правильный выход. Самой значимой частью является «алтарная» часть. Там располагается большой трёхчастный холст, созданный по принципу древнехристианского складня. Во внутренней его части неоновая скульптура реликвии основных цветов радуги, как символ законов природы.

ИЗБРАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:



Работы


Без названия
Барабанов Виталий

Без названия, 2023

Бумага, смешанная техника
130 х 92 см
200 000 ₽
Девочка с красной помадой
Барабанов Виталий

Девочка с красной помадой, 2024

Рисовая бумага, смешанная техника
130 х 92 см
200 000 ₽
Девочка с короной
Барабанов Виталий

Девочка с короной, 2024

Рисовая бумага, смешанная техника
130 х 92 см
200 000 ₽
Девочка на каникулах
Барабанов Виталий

Девочка на каникулах, 2024

Рисовая бумага, смешанная техника
130 х 92 см
200 000 ₽
Купить в 1 клик
Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями Публичной оферты и Политики конфиденциальности.