solo show Ирина Дубровская
«КАРТОГРАФИЯ СТИХИЙ»
07.03 — 28.03
ЦСИ «Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., 1/8, стр. 9, подъезд 22
Арт-продюсер выставки Елена Касьяненко
На выставке представлены работы, созданные художницей Ириной Дубровской за последние 10 лет. В первой части — «Глобусы» — она стремится соединить образ Земного шара с микрокосмом человеческой жизни. Эта серия была начата художницей в 1993 году и продолжается ею по сей день. Бесконечная картина мира интерпретируется Ириной Дубровской каждый раз по-новому, сохраняя при этом три качества: сюжет на вечную тему, бесконечность, а также гармония изображения, наносимого на идеально круглую поверхность глобуса.
Вторая часть — работы на навигационных картах. Карты были найдены на чердаке старого дома и сначала использовались просто как бумага для рисования, но постепенно нанесенные на них пометки неизвестного мореплавателя стали направлять поток мыслей художницы. Думая о нем и о его странствиях, Дубровская взяла свои перо и тушь и поплыла по морю жизни, в котором смешалось неразрывно прошлое и настоящее, вечное и сиюминутное, живое и отжившее.
Ирина Дубровская не разделяет своё творчество на жанры. Свой стиль она называет «примитивный концептуализм», где «примитивный» — это нечто базовое, древнее, естественное, а «концептуализм» — способность пропускать правила мира через себя.
Вот что пишет о творчестве Ирины искусствовед и художник Елизавета Павлинская: «Изначально она была прогрессивной художественной молодёжью в позднем СССР. Великолепное и сложное профессиональное образование, работа в мегагигантском государственном Комбинате по производству идеологических фетишей и суперобъектов и невероятное желание делать искусство с уникальным смыслом. Искусство прожитое самостоятельно, состоящее из лепестков цивилизации, пролетающих через частную, уникальную, неповторимую жизнь. Искусство, обладающее своим неповторимым голосом для воспроизведения глубоких, прекрасных и далеко не простых переживаний человека мыслящего. Оказавшись в городе музыкантов и художников Берлине (Западном свободомыслящем Берлине), Ирина оказалась дважды любимицей этого удивительного места. Сложно сказать, что на что влияло успех ли музыкантом группы Unterwasser, где искусство Ирины действительно обрело голос в текстах группы и в её музыкальных партиях или особенное нежное внимание Берлинской Академии дер Кунст к молодой художнице из СССР. В результате способность рисовать великолепно и создавать монументальные образы «государственного» качества, но с проникновенным поэтическим содержанием принесли Ирине Дубровский не только любовь профессионалов, но и мировую славу, совершенно случайно. На фоне именно её граффити на поверхности Берлинской стены в 1990 Pink Floyd сыграли свой, изменивший мировое сознание, концерт – The Wall. Сейчас Ирина Дубровская, вместе с искусством занята гуманитарной деятельностью и писательством и обратно искусством и музыкой.»
Публикации о выставке:
Афиша — Ирина Дубровская. Картография стихий
Design mate — Ирина Дубровская «Картография стихий»
Del’arte — Выставка «Картография стихий» Ирины Дубровской
Дубровская Ирина
Художник, график, автор и участник перформансов, писатель, автор сборника рассказов «Пятистенок», выпущенного в издательстве «Ломоносов» в 2019 году. Автор идеи, текстов и музыкальных композиций группы «Ersatzmusika» (Берлин).
Художник, график, автор и участник перформансов, писатель, автор сборника рассказов «Пятистенок», выпущенного в издательстве «Ломоносов» в 2019 году. Автор идеи, текстов и музыкальных композиций группы «Ersatzmusika» (Берлин). С 2005 - 2011 года принимала участие в регулярных выступлениях с группой в городах Германии, Бельгии, Австрии.
- В 1983 году окончила Московский государственный технологический институт, факультет «Прикладное искусство».
- С 1984 - 1991 – была членом Молодежного объединения Союза художников СССР.
- С 1989 — участник многочисленных выставочных проектов как в России, так и за ее пределами.
- С 1991 - 2014 — жила в Берлине, а затем на юге Франции.
- С 2020 года является членом союза писателей России.
- С 2014 года живет в России в Тверской области.
Произведения художницы находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи, в частных и корпоративных коллекциях в России, в Западной Европе и в Австралии.
ИЗБРАННЫЕ ВЫСТАВКИ:
- 2023 — Ярмарка графики КОНТУР, a—s—t—r—a галерея, Нижний Новгород
- 2022 — «Картография стихий», галерея a—s—t—r—a, ЦСИ Винзавод, Москва
- 2021 — «Cтранствия души», атриум театра «Школа драматического искусства», Москва
- 2021 — «Картография», выставочная площадка верфи Товарищества поморского судостроения, Архангельск
- 2013 — «Миросозерцание» галерея Ультрамарин, Санкт-Петербург
- 2010 — «Другие шарики», галерея Spider & Mouse, Москва
- 2007 — театр «Kaai Theater», Брюссель
- 2004 — «TATAU OBSCUR», Берлин
- 2000 — «Субъективная география», галерея Марата Гельмана, Москва
- 1998 — «Petersen & Partner», Берлин
- 1995 — «Путешествия в кресле» Cafe Grün, Бремен
- 1998 — «TERRA INCOGNITA», Академия художеств, Берлин
- 1997 — «Циркуляция», Галерея O.F., Париж
«Изначально она была прогрессивной художественной молодёжью в позднем СССР. Великолепное и сложное профессиональное образование, работа в мегагигантском государственном комбинате по производству идеологических фетишей и суперобъектов и невероятное желание делать искусство с уникальным смыслом. Искусство, прожитое самостоятельно, состоящее из лепестков цивилизации, пролетающих через частную, уникальную, неповторимую жизнь. Искусство, обладающее своим неповторимым голосом для воспроизведения глубоких, прекрасных и далеко не простых переживаний человека мыслящего.
Оказавшись в городе музыкантов и художников Берлине (Западном свободомыслящем Берлине) Ирина оказалась дважды любимицей этого удивительного места. Сложно сказать, что на что влияло — успех музыкантов группы Unterwasser, где искусство Ирины действительно обрело голос в текстах группы и в её музыкальных партиях или особенное нежное внимание Берлинской Akademie der Künste к молодой художнице из СССР. В результате способность рисовать великолепно и создавать монументальные образы «государственного» качества, но с проникновенным поэтическим содержанием, принесли Ирине Дубровской не только любовь профессионалов, но и мировую славу совершенно случайно. На фоне именно её граффити на поверхности Берлинской стены в 1990 Pink Floyd сыграли свой, изменивший мировое сознание, концерт The Wall.
Сейчас Ирина, вместе с искусством занята гуманитарной деятельностью и писательством и обратно искусством и музыкой.
Сама Ирина Дубровская теперь уже не разделяет своё творчество на жанры. Свой стиль Ирина называет «примитивный концептуализм», но не надо обманываться словами — примитивное здесь — это базовое, древнее, естественное, а концептуализм — это способность пропускать правила мира через свои чувства. Европейские кураторы определяют искусство Ирины как «одушевленные метафоры». И да — это искусство знаний и размышлений, фантастической красоты рисование в духе великих европейских мастеров, отвечающее запросам странной пары — душа и мозг».
Елизавета Плавинская, художник, искусствовед, критик, член Общероссийской Ассоциации искусствоведов, член международной ассоциации искусствоведов AICA, член секции художников книги МСХ
О серии работ, выполненных на старых глобусах:
«Идея пришла случайно, но до этого, как и любому художнику, конечно, хотелось найти универсальный изобразительный язык для максимального охвата одновременно всех аспектов бытия (философского, поэтического, живописного, концептуального, религиозного и т.д.), да ещё так, чтобы было максимально просто по форме, но узнаваемо и ёмко по содержанию. Глобус мне показался как раз таким самостоятельным носителем идеи мира, который принадлежит нам совершенно пока мы живы и на который мы влияем в меру своих личных качеств и намерений. Мне представляется, что на самом деле существует динамичная система взаимосвязи личности и Вселенной, очень гибкая и рассчитанная на умственную зрелость человека, на его верность общечеловеческим ценностям и идеалам.
Глобус как пособие по миросозерцанию.
В 1993 году я начала свою серию работ на глобусах. Макрокосм и микрокосм. Одно — универсально, другое — индивидуально. Вечное существование того и другого в своей последней основе есть вечный миг. «Человек в мире и мир в человеке» К этой универсальной идее я постаралась приблизиться простейшими средствами.
«Глобус» (от латинского globus — шар) — трёхмерная картина мира.
Меня привлекала очевидность для каждого этой метафоры и возможность интерпретации её без прямолинейной связи с географией, а скорее с человеческим бытием. Каждый глобус — это размышление о мире в форме понятной и доступной каждому без пояснительного текста.
Бесконечная картина, «пособие по миросозерцанию», душа наизнанку.
Мир, в античном смысле, как абсолютная эстетическая действительность, вечно новый, вечно прекрасный. Одновременно мне стали попадаться и слова поэтов, философов, лингвистов, учёных и мыслителей, которые вполне отвечали художественной интуиции, они меня вдохновляли».
Ирина Дубровская, художник
«Движение сознания в образе мира имеет не планеметрический, а трехмерный, стереoметрический характер. Сознание имеет глубину. Образ мира многомерен, как многомерен сам мир» (А. Леонтьев).
«Человек есть сумма мира, сокращенный в конспект его; мир есть раскрытие Человека, проекция его» (П. Флоренский).
«Не потрясенья и перевороты Для новой жизни очищают путь, А откровенья, бури и щедроты Души воспламененной чьей-нибудь» (Б. Пастернак).
«Два мира есть у человека: Один – который нас творил; Другой – который мы от века Творим по мере наших сил» (Е. Баратынский).