Мартынов Владимир
Родился в 1946 году в Москве.
Художник, композитор, философ, теоретик искусства. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции и классу фортепиано (1970). С 1973 по 1980 год был участником Московской экспериментальной студии электронной музыки. Занимался изучением музыки Средних веков и Возрождения. Выступал на различных фестивалях, исполняя средневековую, авангардную, электронную и минималистскую музыку. В 1999 году совместно с Татьяной Гринденко создал инструментальный ансамбль Opus Posth. Осуществлял совместные проекты с Львом Рубинштейном, Дмитрием Приговым, Леонидом Фёдоровым (“АукцЫон”).
Преподавал в Московской духовной академии историю богослужебного пения, вел курс музыкальной антропологии на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Является автором многочисленных философских и музыковедческих текстов.
В работах Владимира Мартынова соединены философские, музыкальные и визуальные интуиции, которые художник развивает на протяжении многих лет. Мартынов работает в технике напоминающей бриколаж, осуществляя новые сборки из, на первый взгляд, не имеющих ничего общего, элементов прошлого и настоящего человеческой культуры. Разработав концепт автоархеологии и превратив его в творческий метод, художник создает онтограммы – артобъекты, лишенные человеческих иерархий и классификаций; чистые перечисления, проявленные из потока жизни. Радикальный жест художника состоит в отказе навязывать смысл вещам и собственным артобъектам, опознанный здесь как насилие над живой тканью реальностью.
Персональные выставки:
- 2024 — “Онтограммы автоархеологии”, галерея a—s—t—r—a, Москва
- 2023 — “Автоархеология. Онтография. Тактильная сопричастность”, Балтийский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина, Калининград
- 2020 — “Территория бессмыслицы. Танцы Калиюги на Мясницкой”, галерея Нади Брыкиной, Москва
Избранные книги к выставке:
- Мартынов В. И. Апология Эпиметея. М.: ОГИ, 2024
- Мартынов В. И. Где ты, Энкиду? Мир после ковид-революции. СПб.: Jaromir Hladik press, 2022
- Мартынов В. И. Автоархеология на рубеже тысячелетий. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2013
- Мартынов В. И. Автоархеология. 1978—1998. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2012
- Мартынов В. И. Автоархеология. 1952—1972. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2011
- Мартынов В. И. Казус Vita nova. М.: Классика-XXI, 2010
Цитаты автоархеология:
“Автоархеологический метод как раз и стремится выявить взаимосвязи и взаимообусловленности. Основное положение автоархеологии гласит: «Я есть то, что я вижу, и я вижу то, что я есть» — или, другими словами: «Мое «я» обусловлено тем, что я вижу, а то, что я вижу, обусловливается моим «я»«. Это значит, что изменение того, что я вижу, изменяет мое «я», а изменения моего «я» изменяют то, что я вижу. Реальность раскрывается как бесконечно сложная динамическая система бесчисленного множества взаимосвязей и взаимообусловленностей, выявить которые практически невозможно с помощью традиционного однородного и линейного текста. Здесь нужен текст особого рода — текст, состоящий из двух или нескольких разнородных наборов текстов, находящихся друг с другом в свободных нелинейных отношениях. Если в «Автоархеологии. 1952-1972» задействовано два текстовых набора: подборка детских и юношеских стихотворений и комментарии к ним, то в «Автоархеологии. 1978-1998» главы «Трактата о богослужебном пении» перемешиваются с воспоминаниями о времени его написания и дополняются фрагментами инвентарных описей Саввино-Сторожевского монастыря XVII века. Мне кажется, только таким образом можно подобраться не к тому, что я хочу сказать, но к тому, что заставляет меня говорить то, что я говорю, и почему я говорю именно это. И именно в этом-то и заключается цель автоархеологии”
Мартынов В. И. Автоархеология. 1978—1998. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2012. С. 235.