04.09.2022
Николай Рындин
манифест девиантилизма*
Николай Рындин — художник, преподаватель Московской центральной художественной школы (МЦХШ) при Российской академии художеств, автор и ведущий независимого YouTube канала об искусстве «Артобстрел»
манифест девиантилизма*
- физическое разрушение предмета / уничтожение функции предмета
- документация разрушения / деформации
- разрушение = созидание
- разрушение = начало новой истории
- реставрация = разрушение
- разрушение как культурный код
- разрушение не как акт аффекта и помутнения разума, но как осознанное действо
то - на что следует опираться:
- развалины и остовы храмов
- стёртые фрески, еле различимые силуэты святых
- невосполнимые утраты красочного слоя на иконных досках
- полусгнившая изба с седыми брёвнами и поросолью на крышах
- покосившийся забор, который ничего не ограждает
- ворота в поле, которые никуда не ведут
- ржавый грузовик, без колёс и окон
- чёрные швы на панелных домах
- голый бетон и торчащая из него арматура
- старые покрышки всех мастей и лебеди, из них сделанные
- разбитый кувшин, крынка и ржавый чугунок
- зигзагообразный мост с редкими досками
составляющие работы:
- инверсия
- парадокс
- контраст
- двойственность
- неопределённость
- неуверенность
- случайность
через утрату мы познаём истинную ценность утраченного. разрушенные талибами статуи будды обрели гораздо больше значимости, чем до этого. то же и с храмом христа спасителя. к сожалению восстановление храма отрицательно повлияло на образ ранее утраченного объекта истории. наша русская архитектура, фрески и иконопись ценны вместе с утратами, а утраты воспринимаются как должное. представить русскую культуру без утрат - невозможно, равно как и невозможно представить распятого христа без иуды.
человеческий акт разрушения памятника культуры можно сопоставить со стихийными бедствиями в природе, будь то смерч или ураган. но люди являются частью этой природы. человек разрушающий - это одна из ипостасей существа, будь то человек любящий, скорбящий или смеющийся.
много естественных актов разрушения физической материи растянуты во времени и естественны, я же призываю вдохновляться ими в короткий промежуток времени создания объекта искусства, в желании добиться схожего "нерва". так же, когда мы вдохновляемся красотой природы, рисуя её, в тщетной попытке повторить её, ибо это невозможно.