16.09.2022
РБК.Стиль - Жить не прошлым, но будущим: какой получилась 10-я ярмарка Cosmoscow
До 17 сентября в Гостином Дворе проходит ярмарка Cosmoscow, которая предлагает прийти и узнать, как выглядит современное искусство и что с ним происходит. Рассказываем, в каких контекстах ярмарка (и мы вместе с ней) оказалась в этом году
До 17 сентября в Гостином Дворе проходит ярмарка Cosmoscow, которая предлагает прийти и узнать, как выглядит современное искусство и что с ним происходит. Рассказываем, в каких контекстах ярмарка (и мы вместе с ней) оказалась в этом году
«Все будет хорошо, но не у всех, не сразу и недолго», — сообщают узнаваемые буквы с одной из работ художника Кирилла Кто. Растерянность витает в воздухе уже далеко не первый месяц, оттого, возможно, все мы так стремимся обнаружить хотя бы островок определенности и хотя бы на время. Но «все совершенно однозначно» — безапелляционно констатируют строчки с другой картины, так же, как и ее соседка, представленной на стенде галереи Syntax. С текстом русские художники всегда работали умело, однако сейчас он воспринимается особенно остро, добирается до сути и бьет наотмашь. «Дай мне мудрость отличить одно от другого», — призывает надпись с работы Алины Глазун (стенд галереи Агентство. Art Ru), уже в вечер превью пополнившая коллекцию фонда Дмитрия Аксенова Aksenov Family Foundation, и мольбу эту хочется распространить не только на смотр современного искусства, но и на жизнь вокруг. На стенде галереи Artwin, для которого художники размышляли о текущем и насущном, например, царила не только тревожность (ее, как, впрочем, и спокойствие, можно было обнаружить в работах Димы Ребуса), но и любовь. Это слово художница Устина Яковлева для своей одноименной работы написала от руки красными чернилами сотни раз, напомнив, что каждый из нас в итоге сам выбирает, какие чувства испытывать и в каких из них расписаться.
В этом году Cosmoscow отмечает свое десятилетие и вновь проходит в уже родном для нее Гостином Дворе, где расположились стенды 72 галерей. Число же представленных художников превысило три сотни. Ощущение «жизни вопреки», присущее авторам и их новым работам, чувствуется на ярмарке сполна, принимая формы то вовлеченности в реальность, то побега от нее. Эскапизм или нет, но этот новый, вынужденно приобретенный фильтр взгляда на мир не покидает ни художников, ни их публику, так что даже отвлеченные сюжеты воспринимаются теперь иначе, получая новые свои трактовки. Среди галерей, в свою очередь, оказались не только аксакалы отечественного рынка современного искусства, но и свежая его кровь. Например, галерея Seréne, открывшаяся уже в новых контекстах весной нынешнего года. На ее стенде — работы двух художниц: Виктории Кошелевой и Оли Австрейх, героини которых разны в своей выразительности, но в то же время соразмерны в ней. К слову, еще одна серия работ Австрейх представлена и галереей Szena, которая разделилась сразу на два стенда: на одном — девушки Оли Австрейх, на другом — «Бестиарий» Кирилла Гаршина, полнящийся созданиями то дивными, то жутковатыми.
Искаженные эмоциями лица можно было встретить и в пространстве галереи A-S-T-R-A, где представлены три художника: Павел Бушуев, Наталия Турнова и Дмитрий Марголин. Холст и масло в случае Турновой сменяются акриловым композитом, из которого прорастают деформированные бюсты Бушуева. Марголин, в свою очередь, в графических работах задумывается о картинах апокалипсиса, сюжетах мрачных, но насыщенных образами и деталями.