ASTRA
галерея современного искусства
ASTRA
Open callДо 60 000ХудожникиStatementCollaboration
ASTRA
EN            

Конкретное искусство

Геррит Ритвельд
Красно-синий стул, 1918

Конкретное искусство – одно из авангардных направлений в XX веке, которое выступило как самая радикальная ветвь модернизма. Усвоив опыт абстрактного искусства Кандинского, геометрическую пластику Сезанна и Пикассо, радикальную манифестацию супрематизма, выраженную в теориях Малевича, художники конкретного искусства стали важным звеном между историческим авангардом 1900-1920-х и неоавангардом 1960-80-х.

Основная позиция Конкретного искусства – чистота форм, отказ от изобразительного, предмета, работа с геометрией, ясность цвета. Форма диктует все, в ней – сосредоточие выразительности, и форма, плоскостная, замкнутая и ясно читаемая подчинена формату произведения, а значит – функции.

К конкретному искусству принято относить Пита Мондриана и голландскую группу Де Стейл, Соню Делоне, Антуана Певзнера. Эти художники предопределили развитие минимализма, к конкретному искусству будут обращаться Дэн Флавин и Сол Левитт. Представители конкретного искусства работали с дизайном, став его реформаторами и предтечами функционализма. Де Стейл известны своей мебелью и интерьерами. Соня Делоне выступала как модельер и художник декоратор, автор предметов быта. Своеобразной вариацией, ответвлением от конкретного искусства, можно отчасти считать и оп-арт.

Художники этого направления (Мауриц Эшер, Бриджит Райли, Виктор Вазарели, Хесус Сото) перенесли акцент на перцепцию – восприятие искусства. Их произведения выстраивались в образ не сами по себе, в силу тех или иных формальных свойств, но в зрительском взгляде.

Плоские геометрические орнаменты становятся объемными, а объемное «сплющиваются». Это направление возникло в 1960-е, когда гештальтпсихология, когнитивная психология и смежные области, занимавшиеся проблематикой восприятия, получили новое распространение, стали снова популярны.

Оп-арт, с его обманками и иллюзиями повлиял на развитие кинетизма и минимализма. Рецепцию оп-арта можно видеть в работах Франциско Инфанте, Нонны Горюновой, Дональда Джадда в современной полиграфии – дизайн активно эксплуатирует психоделическую эстетику оп-арта.

Пит Мондриан
Композиция с красным, синим и жёлтым, 1930 г.

Соня Делоне
Ритм, 1945

Купить в 1 клик
Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями Публичной оферты и Политики конфиденциальности.